ФГОС 13.02.03 Электрические станции, сети и системы

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2017 N 1248

Зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2018 г. N 49678

13.02.03 Электрические станции, сети и системы

13.00.00 - ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА

ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2017 г. № 1248
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
13.02.03 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; № 46, ст. 6392; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741; 2017, № 3, ст. 511; № 17, ст. 2567; № 25, ст. 3688), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230; 2017, № 2, ст. 368), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 824 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2014 г., регистрационный № 33657), прекращается 1 сентября 2018 года.
Министр
О.Ю. Васильева
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2017 г. № 1248
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
13.02.03 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).
1.5. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (приложение № 1 к настоящему ФГОС СПО).
1.6. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 20 Электроэнергетика [1].
[1] Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 254н "О внесении изменения в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017, регистрационный № 46168).
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации [2].
[2] Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, № 18, ст. 2670; № 31, ст. 4765).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена "старший техник-электрик", увеличивается на 1 год.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955) и от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662):
техник-электрик;
старший техник-электрик.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица № 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы в академических часах
при получении квалификации специалиста среднего звена "техник-электрик"
при получении квалификации специалиста среднего звена "старший техник-электрик"
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
не менее 468
не менее 504
Математический и общий естественнонаучный цикл
не менее 144
не менее 180
Общепрофессиональный цикл
не менее 612
не менее 648
Профессиональный цикл
не менее 1728
не менее 2664
Государственная итоговая аттестация
216
216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
4464
5940
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
5940
7416
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей № 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица № 2
Соотнесение основных видов деятельности
и квалификаций специалиста среднего звена при формировании
образовательной программы
Основные виды деятельности
Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена
Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем
техник-электрик
старший техник-электрик
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем
техник-электрик
старший техник-электрик
Контроль и управление технологическими процессами
техник-электрик
старший техник-электрик
Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем
техник-электрик
старший техник-электрик
Организация и управление производственным подразделением
техник-электрик
старший техник-электрик
Техническое обслуживание сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем
старший техник-электрик
К основным видам деятельности также относится освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, указанных в приложении № 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в Таблице № 2 настоящего ФГОС СПО:
3.4.1. Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем:
ПК 1.1. Проводить техническое обслуживание электрооборудования;
ПК 1.2. Проводить профилактические осмотры электрооборудования;
ПК 1.3. Проводить работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
ПК 1.4. Проводить наладку и испытания электрооборудования;
ПК 1.5. Оформлять техническую документацию по обслуживанию электрооборудования;
ПК 1.6. Сдавать и принимать из ремонта электрооборудование.
3.4.2. Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем:
ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования;
ПК 2.2. Выполнять режимные переключения в энергоустановках;
ПК 2.3. Оформлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования.
3.4.3. Контроль и управление технологическими процессами:
ПК 3.1. Контролировать и регулировать параметры производства электроэнергии;
ПК 3.2. Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии;
ПК 3.3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им;
ПК 3.4. Оптимизировать технологические процессы в соответствии с нагрузкой на оборудование;
ПК 3.5. Определять технико-экономические показатели работы электрооборудования.
3.4.4. Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем:
ПК 4.1. Определять причины неисправностей и отказов электрооборудования;
ПК 4.2. Планировать работы по ремонту электрооборудования;
ПК 4.3. Проводить и контролировать ремонтные работы.
3.4.5. Организация и управление производственным подразделением:
ПК 5.1. Планировать работу производственного подразделения;
ПК 5.2. Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам;
ПК 5.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда;
ПК 5.4. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
3.4.6. Техническое обслуживание сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем:
ПК 6.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем;
ПК 6.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем;
ПК 6.3. Осуществлять испытания нового сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем;
ПК 6.4. Вести отчетную документацию по испытаниям нового сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
3.5. Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, осваивают также профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы по специальности (приложение № 2 к ФГОС СПО).
3.6. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы указаны в приложении № 3 к настоящему ФГОС СПО.
3.7. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение № 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 13.02.03
Электрические станции,
сети и системы
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.03 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ,
СЕТИ И СИСТЕМЫ
Код профессионального стандарта
Наименование профессионального стандарта
1
2
20.012
Профессиональный стандарт "Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 428н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2015 г., регистрационный № 38254)
20.016
Профессиональный стандарт "Работник по эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. № 690н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2015 г., регистрационный № 39602)
20.030
Профессиональный стандарт "Работник по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1165н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40861)
20.032
Профессиональный стандарт "Работник по обслуживанию оборудования подстанций электрических сетей", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1177н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40844)
Приложение № 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 13.02.03
Электрические станции,
сети и системы
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.03 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ
Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный № 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный № 31163), от 28 марта 2014 г. № 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный № 31953), от 27 июня 2014 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный № 33205) и от 3 февраля 2017 г. № 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2017 г., регистрационный № 46339)
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
19929
Электрослесарь по ремонту электрооборудования электростанций
19848
Электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций
Приложение № 3
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 13.02.03
Электрические станции,
сети и системы
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.03 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ
Основной вид деятельности
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем
знать:
назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
способы определения работоспособности оборудования;
основные виды неисправностей электрооборудования;
безопасные методы работ на электрооборудовании;
средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;
сроки испытаний защитных средств и приспособлений;
особенности принципов работы нового оборудования;
способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из работы;
причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ремонтные работы;
мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;
оборудование и оснастку для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;
правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудования;
приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании электрооборудования.
уметь:
выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы электрооборудования;
обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
проводить испытания и наладку электрооборудования;
восстанавливать электроснабжение потребителей;
составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;
проводить контроль качества ремонтных работ;
проводить испытания электрооборудования из ремонта;
определять состав и последовательность необходимых действий при выполнении работ.
иметь практический опыт в:
выполнении переключений;
определении технического состояния электрооборудования;
осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
сдаче и приемке из ремонта электрооборудования;
контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и устройств.
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем
знать:
назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;
схемы электроустановок;
допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;
инструкции по эксплуатации оборудования; порядок действий по ликвидации аварий;
правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования;
назначение и принцип действия устройств релейной защиты и автоматики;
схемы автоматики, сигнализации и блокировок электротехнического оборудования ТЭС;
способы определения характерных неисправностей и повреждений электрооборудования и устройств;
нормы испытаний силовых трансформаторов.
уметь:
контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного оборудования;
определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;
составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;
применять справочные материалы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования подстанций.
иметь практический опыт в:
производстве включения в работу и остановке оборудования;
оперативных переключениях;
оформлении оперативно-технической документации;
аварийном отключении оборудования в случаях, когда оборудованию или людям угрожает опасность;
контроле работы устройств релейной защиты, электроавтоматики, дистанционного управления и сигнализации.
Контроль и управление технологическими процессами
знать:
принцип работы автоматических устройств управления и контроля;
категории потребителей электроэнергии;
технологический процесс производства электроэнергии;
способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;
методы регулирования напряжения в узлах сети;
допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;
инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей;
оперативные схемы сетей;
параметры режимов работы электрооборудования;
методы расчета технических и экономических показателей работы;
оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами;
элементарные основы теплотехники.
уметь:
включать и отключать системы контроля управления;
обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления, автоматических устройств регуляторов;
контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;
осуществлять оперативное управление режимами передачи;
измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;
обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;
определять показатели использования электрооборудования;
определять выработку электроэнергии;
определять экономичность работы электрооборудования;
применять современные средства связи;
контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации.
иметь практический опыт в:
обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
оценке параметров качества передаваемой электроэнергии;
регулировании напряжения на подстанциях;
соблюдении порядка выполнения оперативных переключений;
регулировании параметров работы электрооборудования;
расчете технико-экономических показателей.
Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем
знать:
основные неисправности и дефекты оборудования;
методы и средства, применяемые при диагностировании;
годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;
периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида, численности ремонтных рабочих и т.п.;
особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристики ремонтируемого оборудования;
порядок организации производства ремонтных работ;
сведения по сопротивлению материалов;
признаки и причины повреждений электрооборудования;
правила и нормы испытания изоляции электротехнического оборудования;
способы определения и устранения характерных неисправностей электротехнического оборудования и устройств.
уметь:
пользоваться средствами и устройствами диагностирования;
составлять документацию по результатам диагностики;
определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;
составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие графики движения ремонтного персонала;
рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;
проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по результатам оценок;
применять методы устранения дефектов оборудования;
проводить текущие и капитальные ремонты по типовой номенклатуре;
проводить послеремонтные испытания;
контролировать технологию ремонта;
выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования.
иметь практический опыт в:
устранении и предотвращении неисправностей оборудования;
оценке состояния электрооборудования;
определении ремонтных площадей;
определении сметной стоимости ремонтных работ;
выявлении потребности в запасных частях, материалах для ремонта;
проведении особо сложных слесарных операций;
применении специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки, средств измерений и испытательных установок.
Организация и управление производственным подразделением
знать:
оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в порядке эксплуатаций;
расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования.
уметь:
анализировать результаты работы коллектива в заданной ситуации;
проводить инструктажи на производство работ;
выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
подготавливать резюме и составлять анкету о приеме на работу.
иметь практический опыт в:
анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участком;
разработке должностной инструкции производственного персонала энергопредприятия;
оформлении наряда-допуска на производство работ в действующих электроустановках.
Техническое обслуживание сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем
знать:
назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрооборудования;
основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
особенности принципов работы нового сложного оборудования;
правила оформления технической документации в процессе обслуживания сложного электрооборудования;
приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании сложного электрооборудования.
уметь:
выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы сложного электрооборудования;
обеспечивать бесперебойную работу сложного электрооборудования станций, сетей;
выполнять работы по монтажу и демонтажу сложного электрооборудования;
проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
составлять технические отчеты по обслуживанию сложного электрооборудования;
проводить испытания нового сложного электрооборудования.
иметь практический опыт в:
определении технического состояния сложного электрооборудования;
осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования.