ФГОС 52.02.05 Искусство эстрады
Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1360
Зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 2014 г. N 35010
52.02.05 Искусство эстрады
52.00.00 - СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Ссылка на этот ФГОС:
https://fgos.ru/fgos/fgos-52-02-05-iskusstvo-estrady-1360
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 октября 2014 г. № 1360
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
52.02.05 ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 52.02.05 Искусство эстрады.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2010 г. № 719 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 070216 Искусство эстрады" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2010 г., регистрационный № 18178).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 27 октября 2014 г. № 1360
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
52.02.05 ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 52.02.05 Искусство эстрады для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 52.02.05 Искусство эстрады имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ОД - общеобразовательные дисциплины;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Срок получения СПО по специальности 52.02.05 Искусство эстрады углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения [1]
|
основное общее образование
|
Артист эстрады, преподаватель
|
3 года 10 мес. [2]
|
[1] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[2] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. При приеме на обучение по ППССЗ, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает творческие задания, позволяющие определить необходимые для данной специальности актерские, психофизические, движенческие и музыкальные данные; выполнение тестов, выявляющих органику, воображение, фантазию, способность к импровизации.
3.4. Сроки получения СПО по ППССЗ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются - не более чем на 10 месяцев независимо от применяемых образовательных технологий.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: исполнительское творчество в различных эстрадных жанрах (речевого (конферанс), музыкально-речевого, оригинального жанра (иллюзия, манипуляция, вентрология и другие жанры); образование эстрадное в детских школах искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях); организация и постановка эстрадных концертов и выступлений, руководство эстрадными коллективами.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
процесс обучения организации движений человеческого тела в соответствии с методикой специальных дисциплин;
музыкальные, литературные произведения разных стилей и жанров;
используемый реквизит и костюмы;
эстрадные творческие коллективы;
концертные организации;
концертные залы и открытые концертные площадки;
зрители концертных залов;
детские школы искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;
образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;
организациях культуры, образования.
4.3. Артист эстрады, преподаватель готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность (в качестве артиста эстрадного сольного номера, участника творческого эстрадного коллектива в соответствии с выбранным жанром).
4.3.2. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств, в других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Артист эстрады, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
5.2. Артист эстрады, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность.
ПК 1.1. Грамотно применять профессиональные навыки в выбранном жанре, самостоятельно проводить репетиции (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в сольной и групповой работе в условиях концертной организации.
ПК 1.3. Применять в репетиционной и исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, освещения.
ПК 1.4. Применять базовые знания по физиологии и анатомии для правильного использования особенностей организма в профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Исполнять обязанности руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.6. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.
5.2.2. Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, методики преподавания специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в детских школах искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.4. Применять классические и современные методы преподавания эстрадных дисциплин, анализировать особенности отечественных и мировых эстрадных школ.
ПК 2.5. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в детских школах искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.6. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общеобразовательного;
общего гуманитарного и социально-экономического;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности.
В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы - 48 академических часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
ОД.00
|
Общеобразовательный учебный цикл
|
2106
|
1404
|
||
ОД.01
|
Учебные дисциплины
|
756
|
|||
В результате изучения базовых учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающийся должен:
уметь:
вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке;
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, кратко характеризовать персонаж на иностранном языке;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
читать аутентичные тексты на иностранном языке разных жанров с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке;
читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте:
определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;
использовать двуязычный словарь;
использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;
знать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний) иностранного языка;
основные способы словообразования в иностранном языке;
основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
признаки изученных грамматических явлений в иностранном языке;
особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;
о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
|
ОД.01.01. Иностранный язык
|
ОК 10
|
|||
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения;
знать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
|
ОД.01.02. Обществознание
|
ОК 10
|
|||
уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
решать системы уравнений изученными методами;
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) для решения задач;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий;
знать:
тематический материал курса;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и
коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначения и функции операционных систем;
|
ОД.01.03. Математика и информатика
|
ОК 10
|
|||
уметь:
ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;
работать с естественнонаучной информацией:
владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;
знать:
основные науки о природе, их общность и отличия;
естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;
взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
|
ОД.01.04. Естествознание
|
ОК 10
|
|||
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ;
|
ОД.01.05. География
|
ОК 10
|
|||
знать:
основные географические понятия и термины;
традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
|
|||||
уметь:
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
выполнять комплексы общеразвивающих
упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать" безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развития физических качеств, совершенствования техники движений, включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;
знать:
о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
|
ОД.01.06. Физическая культура
|
ОК 10
|
|||
уметь:
оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
знать:
о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
о здоровье и здоровом образе жизни;
о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
предназначение, структуру, задачи гражданской обороны;
|
70
|
ОД.01.07. Основы безопасности жизнедеятельности
|
ОК 10
|
||
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
знать:
о связи языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий:
речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
|
ОД.01.08. Русский язык
|
ОК 10
|
|||
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;
знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
|
ОД.01.09. Литература
|
ОК 10
|
|||
ОД.02
|
Профильные учебные дисциплины
|
648
|
|||
В результате изучения профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающийся должен:
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества;
знать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
|
ОД.02.01. История мировой культуры
|
ОК 1, 4, 5, 8, 11
ПК 2.1, 2.3, 2.6
|
|||
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (тексте, картах,
таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
|
ОД.02.02. История
|
ОК 1, 2, 4, 8, 11
ПК 2.1, 2.3, 2.5
|
|||
уметь:
разбираться в основных элементах музыкального искусства, слушать и понимать музыкальный язык;
сочетать музыкально-ритмическую работу с мастерством актера и специальными движенческими дисциплинами;
знать:
о музыке как о виде искусства;
средства музыкальной выразительности;
способы музыкального изложения;
строение музыкального произведения;
музыкальные жанры;
|
ОД.02.03. Музыкальное воспитание
|
ОК 1, 4 - 6, 11
ПК 1.1, 1.2, 1.6, 2.1
|
|||
уметь:
использовать знания, способствующие выработке материалистического мировоззрения и исторического взгляда на природу в повседневной жизни и в профессиональной деятельности;
раскрывать причины и следствия явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость, необходимые для понимания особенностей активной двигательной деятельности артиста эстрады и цирка;
знать:
строение тела человека;
о значении крови и кровообращения;
о значении органов дыхания, пищи и пищеварения;
о роли обмена веществ, значении нервной системы и ее функции;
учение И.П. Павлова об анализаторах;
основы высшей нервной деятельности;
особенности высшей нервной деятельности человека;
об опорно-двигательном аппарате человека;
о системе органов опоры и движения;
физиологические основы двигательной деятельности;
|
ОД.02.04. Анатомия и физиология
|
ОК 1, 4, 5, 8, 11
ПК 1.1, 1.4
|
|||
уметь:
отличать костюм каждой исторической эпохи;
понимать причину видоизменения костюма в зависимости от исторического и экономического развития государства;
определять стиль костюма по силуэту, цвету, фактуре и декору;
применять полученные знания в создании собственного костюма для учебного эстрадного или циркового номера, учитывая его жанровую направленность;
знать:
способы отражения эстетических идеалов исторических эпох;
утилитарное и эстетическое значение костюма;
основные стилевые направления в развитии костюма;
|
ОД.02.05. История костюма
|
ОК 1, 2, 4, 6, 7, 11
ПК 1.1, 1.2
|
|||
уметь:
разбираться в основных этапах развития изобразительного искусства;
различать жанры и направления, понимать процесс изменения языка изобразительного искусства со сменой исторических эпох;
знать:
пять основных видов изобразительного искусства:
живопись, скульптуру, архитектуру, графику, декоративно-прикладное искусство;
основные направления изобразительного искусства от первобытного до наших дней;
основных представителей каждого вида изобразительного искусства (художников, архитекторов и так далее).
|
ОД.02.06. История изобразительного искусства
|
ОК 1, 4, 5, 11
|
|||
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
4104
|
2736
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
324
|
216
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8
ПК 2.1, 2.3
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1, 3, 4, 6, 8
ПК 2.1, 2.3
|
||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
|
48
|
ОГСЭ.03. Психология общения
|
ОК 1 - 9
ПК 1.5, 2.1, 2.2, 2.5
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.
|
72
|
ОГСЭ.04. Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8, 9
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
3780
|
2520
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
926
|
618
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
ориентироваться в исторических процессах происхождения эстрадных жанров;
анализировать литературный материал;
использовать исторический материал для творческой работы в избранном жанре;
знать:
о роли и значении эстрадного искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности;
о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;
о специальной литературе, как по профилю эстрадного искусства, так и по смежным областям художественного творчества;
историю возникновения жанров эстрадного искусства;
бытовые, социальные и политические условия, в которых развиваются жанры эстрадного искусства;
роль жанров эстрадного искусства в других видах искусства;
|
ОП.01. История эстрады
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.4
|
|||
уметь:
владеть основами актерского мастерства;
свободно применять комплекс технологических навыков в выбранной профессии;
владеть средствами пластической выразительности;
знать:
о качественных отличиях строения и функций организма человека, связанных с трудовой деятельностью артиста эстрады;
исторические условия появления маски-образа, грима, костюма, трюка;
особенности пластики тела, актерской манеры игры в комедии "дель-арте";
основные положения теории актерского мастерства;
специальную литературу, как по профилю своей специализации (эстрадного жанра), так и всего искусства эстрады;
|
ОП.02. Мастерство актера
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.2, 1.5, 2.1, 2.3
|
|||
уметь:
использовать элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца при подготовке учебного эстрадного номера в соответствии с его тематикой;
понимать смысловую и эмоциональную окраску музыки через движение;
знать:
о роли балета и хореографии в искусстве эстрады;
специальную литературу, как по профилю своей специализации (эстрадного жанра), так и всего искусства эстрады;
|
ОП.03. Хореография
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.1
|
|||
уметь:
владеть практическими навыками работы с гримом;
различать типы строения лица;
владеть техническими средствами гримирования;
знать:
об истории возникновения косметики и причесок;
о театральном гриме;
о технических средствах гримирования;
гримировальные средства и материалы;
|
ОП.04. Грим
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.4
|
|||
уметь:
различать функциональные стили речи;
использовать в речи изобразительно-выразительные средства;
использовать в речи типы фразеологических единиц;
знать:
специфику устной и письменной речи;
нормы русского литературного языка;
типы фразеологических единиц, их использование в речи;
лексикографию; основные типы словарей;
фонетику; основные фонетические единицы;
фонетические средства языковой выразительности;
орфоэпию и орфоэпические нормы русского литературного языка;
орфографию; морфологические нормы;
синтаксис, основные единицы синтаксиса;
|
ОП.05. Русский язык и культура речи
|
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 2.1, 2.3, 2.7
|
|||
уметь:
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
подготавливать концертную площадку к выступлению;
устанавливать реквизит;
применять безопасные методы работы (пассировку, работу с лонжей);
знать:
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
способы и технику крепления различного реквизита;
приемы предоставления первой медицинской помощи;
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда;
|
ОП.06. Охрана труда
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 2.3
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 2.7
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
2854
|
1902
|
||
ПМ.01
|
Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
по акробатике:
выполнения различных акробатических упражнений на координацию и ориентацию в пространстве, статических, прыжков, кульбитов и каскадов, произвольных прыжков, упражнений на гибкость и растягивание, темповых упражнений, упражнений с трамплина и мостика;
по жонглированию:
владения техникой жонглирования (быстрота движений, ловкость, темп):
подбрасывания от двух до пяти предметов (булав, колец, шаров, палок),
комбинации правой и левой рукой, жонглирования тремя, четырьмя предметами, баланс на лбу, перекидки с партнерами (от трех до шести предметов), жонглирования шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревками с тяжестью на концах;
по технике речи:
свободного пользования техническими навыками по дикции, орфоэпии, дыханию, голосу;
владения способами тренировки мышц дыхания;
владения смешанно-диафрагматическим дыханием, незаметным добором дыхания;
отработки навыков координации дыхания со звуком;
владения голосом в работе над текстом;
по пантомиме:
владения пластической выразительностью тела;
пользования навыками специфических приемов техники пантомимы для пластического решения характера персонажа;
владения основами создания художественного образа средствами пантомимы;
по эстрадному танцу:
владения элементами народных, историко-бытовых и современных эстрадных танцев;
уметь:
использовать профессиональные навыки в акробатике, жонглировании, технике речи, пантомиме, эстрадном танце и других жанрах для участия в сольном или групповом эстрадном номере;
владеть чувством ритма, динамикой, выразительностью, формой и стилем;
пользоваться приемами проведения репетиций;
применять готовые номера в концертных программах;
использовать различный реквизит;
пользоваться различными методами безопасной работы;
соблюдать правила техники безопасности;
знать:
основы акробатики, жонглирования, техники речи, пантомимы, эстрадного танца и других жанров для создания эстрадного номера;
средства пластической выразительности;
специальную терминологию;
принципы работы в творческом эстрадном коллективе;
приемы общения со зрительской аудиторией;
технику безопасных методов репетиционной и концертной работы.
|
МДК.01.01. Основы эстрадных жанров (акробатика, жонглирование, техника речи, пантомима, эстрадный танец)
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6
|
||
МДК.01.02. Специальный класс по жанрам (речевой (конферанс), музыкально-речевой, оригинальный жанр (иллюзия, манипуляция, вентрология и другие жанры)
|
|||||
ПМ.02
|
Педагогическая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации обучения учащихся с учетом базовых основ педагогики;
организации обучения учащихся эстрадным жанрам с учетом их возраста и уровня подготовки;
организации индивидуальной и групповой художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;
уметь:
анализировать особенности групповых и индивидуальных технологий обучения;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
определять важнейшие характеристики физической подготовки учащегося для определения его дальнейшего развития в том или ином жанре;
подготовить эстрадный групповой или индивидуальный номер или концерт;
пользоваться специальной литературой;
анализировать методическую и учебно-методическую литературу по эстрадным жанрам;
знать:
основы теории воспитания и образования;
психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
требования к личности педагога;
наиболее известные методические системы обучения эстрадным жанрам;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
|
МДК.02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.8
|
||
МДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
|
|||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
756
|
504
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4860
|
3240
|
|||
ДР.00
|
Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя
|
792
|
Мастерство актера Хореография Специальный класс по жанрам
|
||
УП.00
|
Учебная практика для получения первичных профессиональных навыков
|
2 нед.
|
72
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.7
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
19 нед.
|
684
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.7
|
|
ПП.01
|
Исполнительская практика
|
17 нед.
|
|||
ПП.02
|
Педагогическая практика
|
2 нед.
|
|||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
3 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
4 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
1 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
|||
ГИА.03
|
Государственный экзамен
|
1 нед.
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Общеобразовательный учебный цикл
|
39 нед.
|
Обучение по учебным циклам
|
90 нед.
|
Учебная практика для получения первичных профессиональных навыков
|
2 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
19 нед.
|
Производственная практика (преддипломная)
|
3 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
4 нед.
|
Каникулы
|
35 нед.
|
Итого
|
199 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Дополнительная работа над завершением программного задания (не более 6 академических часов в неделю) по дисциплинам "Мастерство актера", "Хореография", междисциплинарному курсу "Специальный класс по жанрам" (речевой (конферанс), музыкально-речевой, оригинальный жанр (иллюзия, манипуляция, вентрология и другие жанры)" является особым видом самостоятельной работы обучающихся; во избежание методических ошибок и соблюдения требований техники безопасности проводится под руководством преподавателя, включается в расписание учебных занятий и в учебную нагрузку преподавателя.
Дополнительная работа над завершением программного задания составляет 22 недели (из часов, отведенных на самостоятельную работу), проводится рассредоточенно в течение теоретического обучения, является обязательной формой работы.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.7. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.8. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.9. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы [1].
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329; ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 11, ст. 1094; № 14, ст. 1556; № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3365; № 30, ст. 4247).
7.10. При разработке ППССЗ образовательная организация имеет право ежегодно определять объем времени по дисциплинам и профессиональным модулям ППССЗ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
7.11. При реализации ППССЗ необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия:
по дисциплине "Мастерство актера" - из расчета 50 процентов общего количества часов, отводимых на занятия;
по дисциплине "Хореография" - из расчета 100 процентов общего количества часов, отводимых на занятия;
по междисциплинарному курсу "Специальный класс по жанрам" (речевой (конферанс), музыкально-речевой, оригинальный жанр (иллюзия, манипуляция, вентрология и другие жанры)" - из расчета 50 процентов общего количества часов, отводимых на занятия.
На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности.
7.12. Дисциплина "Физическая культура" реализуется в рамках дисциплины "Хореография" и междисциплинарного курса "Основы эстрадных жанров (акробатика, жонглирование, техника речи, пантомима, эстрадный танец)"
7.13. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия - не более 12 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
мелкогрупповые занятия - от 2-х до 6 человек;
7.14. Обучающиеся, поступившие на базе среднего общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин.
7.15. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Учебная исполнительская практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий.
Производственная исполнительская практика представляет собой особый вид практики, которая проводится концентрированно в течение VIII семестра и включает в себя подготовку выпускного учебного эстрадного номера под руководством преподавателя.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки учащихся.
Педагогическая практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий и в форме наблюдательной практики.
Базами производственной педагогической практики могут быть детские школы искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации.
Преддипломная практика проводится под руководством преподавателя концентрированно в течение VIII семестра в форме циркового представления.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.16. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 90 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной программе.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.17. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать издания дополнительной литературы - официальные, справочно-библиографические и периодические, в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.18. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1]. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263.
7.19. Образовательная организация, реализующая ППССЗ по специальности СПО, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
русского языка и литературы;
математики и информатики;
иностранного языка;
истории, географии и обществознания,
гуманитарных дисциплин;
социально-экономических дисциплин;
истории цирка и эстрады;
мировой художественной культуры;
мастерства актера;
грима;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
звукозаписи;
просмотра кино- и фотодокументов;
методический.
Мастерские:
по изготовлению и ремонту реквизита.
Учебно-цирковой комплекс:
учебные манежи (круглый и квадратный),
костюмерная (реквизиторская).
Залы:
для занятий движенческой подготовкой (ритмикой, танцем, хореографией, сценическим движением);
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организацией или в организациях в зависимости от вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В образовательной организации должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта эстрадного реквизита.
7.20. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам [1].
[1] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственная итоговая аттестация включает:
подготовку выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) - "Исполнение учебного сольного номера или участие в групповом номере";
государственный экзамен по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность".