ФГОС 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1611

Зарегистрировано в Минюсте России 11 января 2017 г. N 45175

44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)

44.00.00 - ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 декабря 2016 г. № 1611
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.05.01 ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2062 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) "специалист")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2011 г., регистрационный № 19835);
пункт 12 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "специалист", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный № 21200).
Министр
О.Ю. Васильева
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2016 г. № 1611
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (далее соответственно - программа специалитета, специальность).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, в среднем составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение, дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
По настоящей специальности не допускается реализация программ специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы [1].
[1] Часть 4 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения;
сопровождения детей и подростков группы риска;
коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением;
психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования;
психолого-педагогическое обеспечение социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи, предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;
профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования;
социальная защита населения, правоохранительных органов и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении;
психолого-педагогическое образование.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты их прав и законных интересов профилактики социального неблагополучия семьи правонарушений несовершеннолетних;
процессы социализации и развития личности;
психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий, факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и противодействующие его развитию на индивидуальном, семейном, групповом и общесоциальном уровнях.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
воспитательная (социально-педагогическая);
диагностико-коррекционная;
правоохранительная;
экспертно-консультационная;
научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
педагогическая.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация № 1 "Социальная педагогика";
специализация № 2 "Пенитенциарная педагогика";
специализация № 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения";
специализация № 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска";
специализация № 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением".
Специализации № 1 "Социальная педагогика" и № 2 "Пенитенциарная педагогика" реализуются в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
воспитательная (социально-педагогическая) деятельность:
программирование и прогнозирование процессов воспитания, социализации и развития личности на основе всестороннего анализа социально-педагогической ситуации;
социально-педагогическая поддержка и решение проблем семьи, детей и подростков, контроль за кризисными ситуациями в целях защиты прав детей и подростков, предупреждение и позитивное разрешение конфликтов, оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;
координация деятельности организаций и служб по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи;
коррекция воспитательных воздействий (в целях усиления позитивных, нейтрализации или переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе неформальной;
формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, ценностей здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей, создание условий для самореализации, развития творческого потенциала личности, разработка, реализация и мониторинг эффективности психолого-педагогических профилактических программ для детей и подростков;
организация досуга детей и подростков, формирование сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков группы риска;
обеспечение ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующей адаптации после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
диагностико-коррекционная деятельность:
разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация, психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, составление диагностических заключений и рекомендаций по их использованию;
мониторинг личностного развития и социального поведения детей и подростков групп риска с целью профилактики девиантного поведения;
установление причин девиантного поведения детей и подростков, социального неблагополучия семьи;
выбор и реализация адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ педагогического сопровождения и психологической помощи лицам, склонным к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения;
коррекция состояний нервно-психической дезадаптации;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, охрана общественного порядка;
правовое обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;
разработка и психолого-педагогическое обоснование программ профилактики девиантного поведения в детско-подростковом возрасте, организация системы мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения несовершеннолетних;
пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;
общая профилактика правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, отрицательно влияющими на детей;
работа с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;
осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
осуществление производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
выявление несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
организация системы мер по оказанию социально-правовой помощи семьям и детям групп социального риска;
экспертно-консультационная деятельность:
психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер;
консультирование по проблемам прав ребенка, семейное консультирование с целью разрешения семейных конфликтов, нормализации детско-родительских отношений и снижения уровня дисфункционального поведения, консультативная помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
психолого-педагогическое консультирование в области социальной и образовательной деятельности, индивидуальное консультирование в области межличностных отношений, профориентации, личностного роста;
консультирование по проблемам предупреждения и преодоления девиантного поведения, формирования в коллективах детей и подростков благоприятного морально-психологического климата;
консультирование по проблемам детей с отклонениями или задержками в развитии с целью профилактики их дезадаптации и девиантного поведения;
осуществление социально-педагогической и психологической экспертиз нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, правил и норм охраны труда несовершеннолетних;
научно-исследовательская деятельность:
проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
разработка и внедрение практических рекомендаций по результатам научно-исследовательской работы в сфере педагогики и психологии девиантного поведения;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
организация межведомственного полипрофессионального взаимодействия при решении задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения, коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;
педагогическая деятельность:
преподавание психолого-педагогических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
организация и проведение работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению;
осуществление правового воспитания;
в соответствии со специализациями:
профессиональные задачи в соответствии со специализациями № 1 "Социальная педагогика" и № 2 "Пенитенциарная педагогика" определяются квалификационными требованиями к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными федеральными государственными органами, в ведении которых находятся федеральные государственные организации;
специализация № 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения":
использование в профессиональной деятельности концепций и теоретических принципов психического и личностного развития детей и подростков, особенностей развития на различных возрастных этапах;
разработка программ развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекция первичных признаков такого поведения;
учет современных социальных и психологических условий формирования детей и подростков, особенности образовательной среды;
устанавливание причин и закономерностей развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов;
применение развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения, проведение психологической консультативной работы с детьми, подростками и их семьями;
проведение психологической диагностики с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин;
проведение оценки рисков и ресурсов позитивного развития социальной и образовательной среды;
проведение психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков;
владение методами экспертной психолого-педагогической деятельности;
разработка и использование программ оказания психологической помощи осужденным и коррекции их девиантного поведения;
применение навыков междисциплинарного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, участвующими в работе с детьми и подростками;
специализация № 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска":
использование концепций и теоретических принципов психического и личностного развития детей и подростков, особенностей развития на различных возрастных этапах;
устанавливание основных признаков и видов девиантного поведения детей и подростков, факторов, условий и закономерностей их развития;
диагностирование признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми и подростками в семьях;
учет правовых и организационных основ психолого-педагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам группы риска;
устанавливание контакта с детьми и подростками группы риска и формирование у них мотивацию к сотрудничеству;
применение методов психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье;
использование методов анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;
планирование и реализация программ системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития;
проведение психолого-педагогической консультационной работы с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации;
проведение психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, социальной и образовательной среды;
организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска формирования девиантного поведения;
применение методологии и методов составления программ и реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска;
создание социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.
специализация № 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением":
диагностирование и идентификация психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением;
диагностирование основных признаков и видов девиантного поведения, факторов, условий их развития;
применение методов психодиагностики личностных и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением;
владение концептуальными основами и принципами комплексной реабилитационной работы в контексте оказания помощи лицам с девиантным поведением;
учет правовых и организационных основ оказания реабилитационной и профилактической помощи лицам с девиантным поведением в контексте различных ведомств и учреждений;
устанавливание контактов с лицами с девиантным поведением и выработка у них мотивацию к сотрудничеству;
использование методов оценки риска рецидива девиантного поведения;
планирование и реализация программ групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы;
проведение мониторинга и оценки эффективности коррекционно-реабилитационных программ;
координирование психолого-педагогической коррекционно-реабилитационной работы с деятельностью других специалистов, учреждений и ведомств, участвующих в комплексной коррекции, реабилитации и социальной реадаптации лиц с девиантным поведением;
проведение образовательной, психолого-педагогической консультативной работы с персоналом коррекционных учреждений для повышения эффективности его деятельности и профилактики профессионального выгорания;
проведение образовательной, психолого-педагогической консультативной работы с персоналом специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением для повышения эффективности деятельности и профилактики профессионального выгорания.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);
способностью ориентироваться в политических и социальных процессах (ОК-3);
способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);
способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);
способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);
способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);
способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);
способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);
способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности (ОПК-1).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета:
воспитательная (социально-педагогическая) деятельность:
способностью анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности (ПК-1);
способностью осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и законных интересов, социальному оздоровлению семьи (ПК-2);
способностью взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);
способностью разрабатывать и использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром, осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной, формировать сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков (ПК-4);
способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5);
способностью разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, рисков асоциального поведения (ПК-6);
способностью обеспечивать ресоциализацию несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующую адаптацию после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением (ПК-7);
диагностико-коррекционная деятельность:
способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-8);
способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением (ПК-9);
способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК-10);
способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения (ПК-11);
способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12);
правоохранительная деятельность:
способностью выполнять служебные обязанности по обеспечению законности, правопорядка, охране общественного порядка (ПК-13);
способностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних (ПК-14);
способностью выявлять лиц, совершающих в отношении несовершеннолетних противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних; в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ПК-15);
способностью проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по их обучению, воспитанию, содержанию, отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, осуществлять мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПК-16);
способностью выявлять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними и принимать меры к их устранению (ПК-17);
способностью выявлять несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих противоправные деяния, объявленных в розыск, а также нуждающихся в помощи государства, и направлять их в установленном порядке в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПК-18);
способностью рассматривать в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ПК-19);
способностью осуществлять подготовку материалов для рассмотрения возможности временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а также материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ПК-20);
способностью вносить в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ПК-21);
способностью выявлять и пресекать правонарушения и антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности, совершаемые несовершеннолетними либо в отношении них (ПК-22);
способностью участвовать в расследовании в форме дознания преступлений, совершенных несовершеннолетними (ПК-23);
способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, ее анализу, оценке и эффективному использованию в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними (ПК-24);
способностью использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-25);
способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-26);
способностью использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства (ПК-27);
способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых нормативных актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-28);
способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-29);
экспертно-консультационная деятельность:
способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков (ПК-30);
способностью осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних (ПК-31);
способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер (ПК-32);
способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-33);
способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста (ПК-34);
научно-исследовательская деятельность:
способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования (ПК-35);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты (ПК-36);
способностью формулировать выводы по теме научного исследования, готовить отчеты и рекомендации по результатам выполненных исследований (ПК-37);
организационно-управленческая деятельность:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-38);
способностью планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет результатов их деятельности (ПК-39);
способностью организовывать межведомственное полипрофессиональное взаимодействие при решении задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения, коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением (ПК-40);
способностью выявлять и способствовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-41);
педагогическая деятельность:
способностью проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру (ПК-42);
способностью проектировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты образовательного процесса по дисциплинам (модулям) психолого-педагогического профиля в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывать коммуникацию и взаимодействие обучающихся (ПК-43);
способностью к осуществлению работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению (ПК-44).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:
содержание профессионально-специализированных компетенций специализаций № 1 "Социальная педагогика" и № 2 "Пенитенциарная педагогика" определяется квалификационными требованиями к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными федеральными государственными органами, в ведении которых находятся федеральные государственные организации, реализующие соответствующие программы специалитета;
специализация № 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения":
способность использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы профилактики (ПСК-3.1);
способность проводить мониторинг социальной среды (включая образовательную), в том числе оценку рисков и ресурсов развития (ПСК-3.2);
способность разрабатывать и применять программы, направленные на предупреждение отклоняющегося и виктимного поведения (ПСК-3.3);
способность выявлять семейную, школьную, социальную дезадаптацию и организовывать психологическую помощь лицам группы риска (ПСК-3.4);
специализация № 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска":
способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска (ПСК-4.1);
способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия (ПСК-4.2);
способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения (ПСК-4.3);
способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а также других лиц, участвующих в процессе сопровождения (ПСК-4.4);
специализация № 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением":
способность владеть концептуальными основами и принципами комплексной реабилитации (ПСК-5.1);
способность проводить анализ социальной ситуации развития, факторов риска девиантного поведения (в том числе рецидива) и ресурсов позитивного социального развития для организации замещающей среды (ПСК-5.2);
способность разрабатывать программы комплексной реабилитации с учетом деятельности специалистов других учреждений и ведомств (ПСК-5.3);
способность проводить работу с персоналом учебно-вспомогательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением на основе комплексного подхода к работе с клиентами для повышения эффективности реабилитации и профилактики профессионального выгорания специалистов (ПСК-5.4).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации [1].
[1] Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (специализацию) в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "социальный педагог", указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации [1].
[1] Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31448), от 20 августа 2014 г. № 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный № 33947), от 13 октября 2014 г. № 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный № 34691), от 25 марта 2015 г. № 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный № 36994) и от 1 октября 2015 г. № 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный № 39355).
Структура программы специалитета
Таблица
Структура программы специалитета
Объем программы специалитета в з.е.
Блок 1
Дисциплины (модули):
255 - 276
Базовая часть,
в том числе дисциплины (модули) специализации
180 - 220
Вариативная часть
35 - 96
Блок 2
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
18 - 36
Базовая часть
18 - 36
Блок 3
Государственная итоговая аттестация
6 - 9
Базовая часть
6 - 9
Объем программы специалитета
300
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) профессиональной (профессиональных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, иностранному языку, истории, общим основам педагогики, теории и методики воспитания, коррекционной педагогики, социальной педагогики, общей психологии, психологии девиантного поведения, психологии развития и возрастной психологии, психологии семьи, психологии конфликта, безопасности жизнедеятельности, для специализаций № 1 "Социальная педагогика" и № 2 "Пенитенциарная педагогика" - также по уголовному праву, уголовному процессу, криминологии и специальной или военной подготовке реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" реализуются дисциплины (модули) по физической подготовке:
в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
в объеме не менее 328 академических часов (в з.е. не переводятся) в очной форме обучения.
В федеральных государственных образовательных организациях в случае реализации программы специалитета в очно-заочной и заочной формах обучения дисциплины (модули) по физической подготовке могут не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках служебной профессиональной подготовки по месту их службы [1].
[1] См. статью 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 13, ст. 1528; № 47, ст. 6633; № 49, ст. 6928; № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1022; № 29, ст. 4356; № 41, ст. 5639; 2016, № 27, ст. 4160, ст. 4233, ст. 4238).
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют специализацию программы специалитета.
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Тип учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Тип производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Способы проведения учебной и производственной практик:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации, обладающих необходимым кадровым потенциалом и материально-технической базой.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности организации и продолжительности проведения практик определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация при сохранении объема практик в з.е., определенного настоящим ФГОС ВО.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны.
6.10. Реализация части (частей) программы специалитета и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.11. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности формирования вариативной части образовательных программ и освоения дисциплин (модулей) по выбору обучающегося определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.
6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Доступ, использование и функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации [1].
[1] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243, № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979; № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243).
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и функционирования электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступа обучающихся к информационным справочным системам, компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и сети "Интернет", определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
7.2.4. Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемой программы специалитета в общем числе работников, привлекаемых к реализации программы специалитета, должна быть не менее 1 процента.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).
Организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической, а также специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя:
лаборатория психолого-педагогического практикума;
центр (класс) деловых игр;
спортивный зал.
кабинет информатики (компьютерные классы);
кабинет иностранных языков;
для федеральных государственных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, также:
тиры (для стрельбы из табельного оружия);
кабинеты специальной техники;
кабинет первой помощи;
специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа).
Выполнение требований к материально-техническому обеспечению программ специалитета должно обеспечиваться необходимыми материально-техническими ресурсами, в том числе расходными материалами и другими специализированными материальными запасами.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым, в соответствии с программами учебных дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению по мере необходимости).
7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.3.6. Специальная библиотека организации должна иметь фонд нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность федеральных государственных органов, в ведении которых находятся федеральные государственные организации, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный № 39898).
7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.