ФГОС 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509 (ред. от 24.07.2015)
Зарегистрировано в Минюсте России 21 августа 2014 г. N 33737
40.02.02 Правоохранительная деятельность
40.00.00 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Ссылка на этот ФГОС:
https://fgos.ru/fgos/fgos-40-02-02-pravoohranitelnaya-deyatelnost-509
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 мая 2014 г. № 509
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2010 г. № 924 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 031001 Правоохранительная деятельность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18639).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2014 г. № 509
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения [1]
|
среднее общее образование
|
Юрист
|
2 года 6 месяцев [2]
|
основное общее образование
|
3 года 6 месяцев [3]
|
[1] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[2] Для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в которых продолжительность каникул определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы, в случае продолжительности каникул меньше установленных ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность допускается сокращение срока освоения ППССЗ до 2 лет 4 месяцев (без сокращения объема времени теоретического обучения).
[3] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: реализация правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и других правонарушений.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
события и действия, имеющие юридическое значение;
общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности.
4.3. Юрист готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Оперативно-служебная деятельность.
4.3.2. Организационно-управленческая деятельность.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
5.2. Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Оперативно-служебная деятельность.
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5. Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6. Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8. Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.9. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.
ПК 1.10. Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12. Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
ПК 1.13. Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
5.2.2. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.
ПК 2.2. Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура" ("Физическая подготовка" - для образовательных организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах).
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. В образовательных организациях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" может не изучаться.
Дисциплина "Физическая культура" реализуется в порядке, установленном образовательной организацией. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3212
|
2142
|
|||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
|
|||||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
654
|
436
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в системе философского знания;
знать:
предметную область философского знания; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;
роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 10
|
||
уметь:
ориентироваться в историческом прошлом России;
знать:
закономерности исторического процесса, основные этапы, события отечественной истории;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 10
|
||
уметь:
читать и переводить (со словарем) иноязычную литературу по профилю подготовки;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
170
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 1 - 10
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
самостоятельно поддерживать собственную общую и специальную физическую подготовку;
применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности;
применять правомерные действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению лиц, подозреваемых в совершении правонарушений;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
способы самоконтроля за состоянием здоровья;
тактику силового задержания и обезвреживания противника, самозащиты без оружия.
|
170
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6, 10, 14
ПК 1.6
|
||
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
120
|
80
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи;
работать в локальной и глобальной компьютерных сетях;
предотвращать в служебной деятельности ситуации, связанные с возможностями
несанкционированного доступа к информации, злоумышленной модификации информации и утраты служебной информации;
знать:
основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты компьютерной правовой информации;
состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения;
состав, функции и конкретные возможности справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем.
|
ЕН.01.
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 6, 7, 9, 10 ПК 1.10
|
|||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
|
|||||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2438
|
1626
|
||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
|
|||||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
1350
|
900
|
||
уметь:
оперировать юридическими понятиями и категориями;
знать:
природу и сущность государства и права;
основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;
исторические типы и формы права и государства, их сущность и функции;
систему права, механизм государства;
механизм и средства правового регулирования, реализации права;
роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
|
ОП.01. Теория государства и права
|
ОК 1, 2, 10 - 13
ПК 1.1 - 1.3
|
|||
уметь:
реализовывать в профессиональной деятельности нормы конституционного и административного права;
знать:
особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства, местного самоуправления в России;
|
ОП.02. Конституционное право России
|
ОК 10 - 13 ПК 1.1 - 1.4
|
|||
уметь:
выявлять административные правонарушения;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
знать:
административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственных служащих;
содержание и сущность основных институтов административного права;
законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях;
признаки административного правонарушения и его виды, административной ответственности, виды административных наказаний;
сущность административного процесса;
порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях, производства по делам, не связанным с совершением административных правонарушений;
|
ОП.03. Административное право
|
ОК 1, 10 - 13
ПК 1.1 - 1.4, 1.12
|
|||
уметь:
реализовывать в профессиональной деятельности нормы гражданского права и гражданского процесса;
знать:
нормы гражданского права, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения;
основы гражданского законодательства Российской Федерации, понятие и основания наступления гражданско-правовой ответственности;
понятие, содержание и виды гражданско-правовых договоров;
сущность и содержание институтов гражданского процессуального права;
стадии гражданского процесса;
|
ОП.04. Гражданское право и гражданский процесс
|
ОК 10 - 13
ПК 1.1 - 1.3
|
|||
уметь:
применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды;
знать:
основы экологического права и законодательства Российской Федерации;
понятие и виды экологических правонарушений;
юридическую ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
порядок рассмотрения дел об экологических правонарушениях;
|
ОП.05. Экологическое право
|
ОК 10 - 13
ПК 1.1 - 1.3
|
|||
уметь:
выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции;
осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений, в том числе коррупционных;
знать:
социальную природу преступности и ее основные характеристики и формы проявления;
особенности лиц, совершивших преступления;
особенности криминальной среды;
механизм индивидуального преступного поведения;
криминологическую характеристику отдельных видов и групп преступлений;
основные цели и задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции;
детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;
организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе организационные, правовые и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах, основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;
|
ОП.06. Криминология и предупреждение преступлений
|
ОК 10 - 13
ПК 1.1 - 1.4, 1.11, 1.12
|
|||
уметь:
квалифицировать отдельные виды преступлений;
знать:
сущность и содержание понятий и институтов уголовного права;
уголовное законодательство Российской Федерации;
особенности квалификации отдельных видов преступлений;
|
ОП.07. Уголовное право
|
ОК 10 - 13
ПК 1.1 - 1.4
|
|||
уметь:
принимать процессуальные решения в сфере уголовного судопроизводства;
знать:
основные понятия и институты уголовно-процессуального права;
принципы уголовного судопроизводства; особенности доказательств и доказывания в уголовном процессе;
уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
порядок производства по уголовным делам;
особенности предварительной проверки материалов;
поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел;
порядок расследования уголовных дел в форме дознания;
|
ОП.08. Уголовный процесс
|
ОК 10 - 13
ПК 1.1 - 1.4, 1.7, 1.11
|
|||
уметь:
применять технико-криминалистические средства и методы;
проводить осмотр места происшествия;
использовать оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные формы учетов;
использовать тактические приемы при производстве следственных действий;
использовать формы организации и методику расследования отдельных видов и групп преступлений;
знать:
общие положения криминалистической техники;
основные положения тактики проведения отдельных следственных действий;
формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;
основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;
|
ОП.09. Криминалистика
|
ОК 10 - 13
ПК 1.1 - 1.5, 1.7, 1.8
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 14
ПК 1.1 - 1.12, 2.1, 2.2
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1088
|
726
|
||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
|
|||||
ПМ.01
|
Оперативно-служебная деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях режима чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства и режима секретности
уметь:
решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
читать топографические карты, проводить измерения и ориентирование по карте и на местности,
составлять служебные графические документы;
обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан;
использовать огнестрельное оружие;
обеспечивать законность и правопорядок;
охранять общественный порядок;
выбирать и тактически правильно применять средства специальной техники в различных оперативно-служебных ситуациях и документально оформлять это применение;
правильно составлять и оформлять служебные документы, в том числе секретные, содержащие сведения ограниченного пользования;
выполнять служебные обязанности в строгом соответствии с требованиями режима секретности;
знать:
организационно-правовые основы и тактику деятельности сотрудников правоохранительных органов в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время; задачи правоохранительных органов в системе гражданской обороны и в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; основы инженерной и топографической подготовки
правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов;
основные виды вооружения, применяемого сотрудниками правоохранительных органов;
меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием;
назначение, боевые свойства, устройство, правила сбережения табельного оружия, а также правила обращения с ним и ухода;
тактику индивидуальных и групповых действий в процессе выполнения оперативно-служебных задач с применением и использованием оружия;
организационно-правовые и тактические основы обеспечения законности и правопорядка, охраны общественного порядка;
назначение, задачи, технические возможности, организационно-правовые основы и тактические особенности применения различных видов специальной техники и технических средств;
установленный порядок организации делопроизводства, использования сведений, содержащихся в документах;
основные правила и порядок подготовки и оформления документов;
организационно-правовые основы режима секретности в правоохранительных органах, порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, порядок допуска к государственной тайне;
правила пользования и обращения с секретными документами и изделиями.
|
МДК.01.01. Тактико-специальная подготовка
|
ОК 1 - 14
ПК 1.1 - 1.13
|
||
МДК.01.02. Огневая подготовка
|
|||||
МДК.01.03. Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность
|
|||||
МДК.01.04. Специальная техника
|
|||||
МДК.01.05. Делопроизводство и режим секретности
|
|||||
ПМ.02
|
Организационно-управленческая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации работы подчиненных и документационного обеспечения управленческой деятельности, соблюдения режима секретности;
уметь:
разрабатывать планирующую, отчетную и другую управленческую документацию;
принимать оптимальные управленческие решения; организовывать работу подчиненных (ставить задачи, организовывать взаимодействия, обеспечивать и управлять);
осуществлять контроль и учет результатов деятельности исполнителей;
знать:
организацию системы управления, кадрового, информационного и документационного обеспечения управленческой деятельности (по профилю подготовки);
методы управленческой деятельности;
основные положения научной организации труда;
порядок подготовки и принятия управленческих решений, организации их исполнения.
|
МДК.02.01. Основы управления в правоохранительных органах
|
ОК 1 - 14
ПК 2.1 - 2.2
|
||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1378
|
918
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4590
|
3060
|
|||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
|
|||||
УП.00
|
Учебная практика
|
9 нед.
|
324
|
ОК 1 - 14
ПК 1.1 - 1.13, 2.1, 2.2
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
3 нед.
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 128 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
85 нед.
|
Учебная практика
|
9 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
3 нед.
|
Каникулы
|
20 нед.
|
Итого
|
128 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 академических часа обязательных аудиторных занятий и 2 академических часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы [1].
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974; № 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329, ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ и представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организации по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в правоохранительных органах.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Доля штатных преподавателей, реализующих дисциплины и модули профессионального учебного цикла, должна составлять не менее 60 процентов. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к библиотечному фонду образовательной организации, содержащему:
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность соответствующего правоохранительного органа и его подразделений, по профилю которых осуществляется специализация;
следующий минимум периодических изданий: Российская газета; Собрание законодательства Российской Федерации; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754)
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1]. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации, а также оружием, криминалистической и специальной техникой, специальными средствами, используемыми правоохранительным органом, по профилю которого осуществляется подготовка. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
криминалистики;
специальной техники;
огневой подготовки;
тактико-специальной подготовки;
информатики (компьютерные классы);
первой медицинской помощи;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
центр (класс) деловых игр.
Полигоны:
криминалистические полигоны;
полигоны для отработки навыков оперативно-служебной деятельности в соответствии с профилем подготовки.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир.
Залы и библиотеки:
библиотека;
специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного пользования);
читальный зал (специализированный кабинет) с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Для реализации ППССЗ, связанной с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, необходимо:
наличие у образовательной организации лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательной организации нормативных правовых актов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательной организации либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых актов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых актов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.
7.20. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка уровня овладения компетенциями.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам [1].
[1] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
В образовательных организациях, в которых обучение сочетается с военной службой и (или) службой в правоохранительных органах, предусматривается замена выпускной квалификационной работы сдачей государственных экзаменов по уголовному праву и по профильной дисциплине, определяемой образовательной организацией.