Российские компании используют КСО для решения кадрового вопроса

  • Автор: доцент, канд. экон. наук, доцент Департамента финансового и инвестиционного менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Восканян Роза Оганесовна
  • 17.05.2022

Реализация политики корпоративной социальной ответственности (КСО) – один из способов повышения инвестиционной привлекательности компании в глазах ответственных и зелёных инвесторов. В XXI веке, когда информация посредством социальных сетей распространяется в максимально короткие сроки, в т.ч. некорректная информация, КСО становится обязательной составляющей деятельности публичного акционерного общества. Посредством последовательной политики КСО, руководство компании достигает решение сразу двух задач.

Во-первых, изыскивает дополнительный относительно недорогой внешний капитал для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. В качестве инструментов формирования подобного капитала могут выступать социальные и зелёные облигации. Опыт зарубежных ТНК подсказывает, что даже при решении так называемых «нефинансовых» целей компании, руководство старается изыскивать проекты, которые в будущем будут генерировать положительный денежный поток для компании. Иллюстрацией выступает корпорация Ford, что в рамках КСО создавала улучшенные кабины грузовиков для повышения качества труда дальнобойщиков. С одной стороны, действительно, социальная задача получила решение – повысилось качество условий труда. С другой стороны, профсоюзы стали требовать от работодателей приобретение кабин от компании Ford и, как результат, продажи компании значительно возросли.

Во-вторых, решает собственные долгосрочные задачи, коррелирующие с социальными проблемами. И в профессиональном, и в научном сообществе отмечают, что одной из основных проблем российской экономики является нехватка квалифицированных кадров. Одной из причин формирования данной проблемы является несоответствие реализуемых в университетах учебных программ и потребностей компаний в конкретных навыках, которые студенты не получают в рамках теоретической подготовки в университете. Особенно остро данная проблема стоит перед высокотехнологичными компании, тщательно оберегающими тонкости своего производства. Молодым специалистам негде получить необходимые на конкретную дату навыки, кроме как непосредственно в компании.
Российские крупные высокотехнологичные компании разных секторов экономики самостоятельно решают данную задачу. АО «ИНФОТЕКС» поддерживает научные работы молодых исследователей в области криптографии и информационной безопасности, АО «ОДК-Пермские моторы» обладает собственным учебным центром, АО «СКБ КОНТУР» поддерживает образовательные проекты, ГК Ростсельмаш участвует в реализации проекта федерального уровня «Кадры для отрасли», ООО «Яндекс» проводит открытые уроки для школьников и обладает резиденцией по машинному обучению.

Перечисленное выступает наглядным доказательством, что сегодня российские высокотехнологичные компании используют КСО не только и не столько как инструмент формирования инвестиционной привлекательности, сколько как инструмент решения собственных долгосрочных задач, позволяющих обеспечивать и повышать конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

Научно-практический журнал «ФГОС»: [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/kadry_invest_proekt/