ФГОС 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства
Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N 472
Зарегистрировано в Минюсте России 19 июня 2014 г. N 32808
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства
43.00.00 - СЕРВИС И ТУРИЗМ
НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 мая 2014 г. № 472
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
43.02.08 СЕРВИС ДОМАШНЕГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 272 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100126 Сервис домашнего и коммунального хозяйства" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2010 г., регистрационный № 17047).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 мая 2014 г. № 472
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
43.02.08 СЕРВИС ДОМАШНЕГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения [1]
|
среднее общее образование
|
Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству
|
1 год 10 месяцев
|
основное общее образование
|
2 года 10 месяцев [2]
|
[1] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[2] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения [1]
|
среднее общее образование
|
Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев [2]
|
[1] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[2] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация ведения домашнего хозяйства и предоставления коммунальных услуг, обеспечение комфортности проживания и благоприятных условий жизнедеятельности в жилищах и на придомовой территории.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
запросы членов семьи и потребителей коммунальных услуг;
жилищный фонд, домовладения и прилегающие к ним территории;
системы: водоснабжения, водоотведения, отопления, газоснабжения, электроснабжения, охранной и пожарной безопасности, управления отходами;
бытовая, коммунальная и уборочная техника; мебель, предметы домашнего обихода и быта;
технологии: приготовления пищи; клининговые; чистки, стирки и деликатного ухода за одеждой и обувью;
приходно-расходные книги домашних хозяйств, журналы приема заявок коммунальных услуг от населения, нормативно-техническая документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Управление ведением домашнего хозяйства.
4.3.2. Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства.
4.3.3. Организация благоустройства придомовых территорий.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
4.4. Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Управление ведением домашнего хозяйства.
4.4.2. Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства.
4.4.3. Организация благоустройства придомовых территорий.
4.4.4. Организация эксплуатации и ремонта домовладений и жилищного фонда.
4.4.5. Организация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Управление ведением домашнего хозяйства.
ПК 1.1. Организовывать и обустраивать быт и уют, комфортность проживания членов семьи в домашней среде.
ПК 1.2. Организовывать встречу, прием и размещение гостей, деловые и праздничные мероприятия.
ПК 1.3. Организовывать регулярное питание членов семьи с учетом национальных традиций и правил этикета.
ПК 1.4. Осуществлять экономное расходование средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи.
ПК 1.5. Организовывать эффективную работу и управлять обслуживающим персоналом, осуществляющим ведение домашнего хозяйства.
ПК 1.6. Организовывать обслуживание инженерных систем и коммуникаций частных домовладений.
5.2.2. Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства.
ПК 2.1. Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений.
ПК 2.2. Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ.
5.2.3. Организация благоустройства придомовых территорий.
ПК 3.1. Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий.
ПК 3.2. Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий.
ПК 3.3. Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству (углубленной подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству (углубленной подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Организовывать и обустраивать быт и уют, комфортность проживания членов семьи в домашней среде.
ПК 1.2. Организовывать встречу, прием и размещение гостей, деловые и праздничные мероприятия.
ПК 1.3. Организовывать регулярное питание членов семьи с учетом национальных традиций и правил этикета.
ПК 1.4. Осуществлять экономное расходование средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи.
ПК 1.5. Организовывать эффективную работу и управлять обслуживающим персоналом, осуществляющим ведение домашнего хозяйства.
ПК 1.6. Организовывать обслуживание инженерных систем и коммуникаций частных домовладений.
5.4.2. Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства.
ПК 2.1. Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений.
ПК 2.2. Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ.
5.4.3. Организация благоустройства придомовых территорий.
ПК 3.1. Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий.
ПК 3.2. Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий.
ПК 3.3. Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий.
5.4.4. Организация эксплуатации и ремонта домовладений и жилищного фонда.
ПК 4.1. Оценивать исходное техническое состояние домовладений и жилищного фонда.
ПК 4.2. Организовывать обслуживание внутридомовых инженерных систем.
ПК 4.3. Планировать, организовывать и обеспечивать контроль объемов, качества и сроков выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту домовладений и жилищного фонда.
ПК 4.4. Организовывать подготовку домовладений и жилищного фонда к сезонной эксплуатации.
5.4.5. Организация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
ПК 5.1. Организовывать обслуживание в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
ПК 5.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
ПК 5.3. Планировать деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства.
ПК 5.4. Анализировать эффективность деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и предлагать мероприятия по ее совершенствованию.
5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./ нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
2106
|
1404
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
474
|
316
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
110
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
ПК 1.2
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
220
|
110
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
168
|
112
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
применять математические методы для решения профессиональных задач;
использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;
знать:
основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории
вероятностей и математической статистики;
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 2 - 4, 8
ПК 1.4
|
|||
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
вести учет и отчетность с помощью баз данных и специализированного программного обеспечения;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
|
ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 2, 4 - 6, 8, 9
ПК 1.5, 2.1
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
1464
|
976
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
462
|
308
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов;
определять критерии качества услуг в профессиональной деятельности;
использовать различные средства делового общения;
управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;
знать:
социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности;
потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса;
виды сервисной деятельности;
сущность услуги как специфического продукта;
понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности;
организацию обслуживания потребителей услуг;
правила обслуживания населения;
способы и формы оказания услуг;
нормы и правила профессионального поведения и этикета;
этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;
критерии и составляющие качества услуг;
культуру обслуживания потребителей;
психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания;
|
ОП.01. Сервисная деятельность
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
1.5, 2.1, 2.2,
3.1 - 3.3
|
|||
уметь:
использовать современные технологии менеджмента;
организовывать работу подчиненных;
мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
принимать эффективные решения;
знать:
функции и виды менеджмента;
систему методов управления;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
основы организации работы коллектива исполнителей;
|
ОП.02. Менеджмент
|
ОК 2 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1, 2.2, 3.1 - 3.3
|
|||
уметь:
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
применять требования нормативных документов к основным видам услуг и процессов;
применять документацию систем качества;
знать:
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
|
ОП.03. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
|
ОК 1 - 8
ПК 1.5, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3
|
|||
уметь:
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
знать:
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда;
|
ОП.04. Охрана труда
|
ОК 2 - 4,
6 - 8
ПК 1.1 - 1.3,
1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6,
2.1, 2.2, 3.1 - 3.3
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1002
|
668
|
||
ПМ.01
|
Управление ведением домашнего хозяйства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
поддержания чистоты и порядка в жилых помещениях;
гостеприимной встречи гостей;
организации деловых и праздничных мероприятий;
организации и контроля регулярного питания членов семьи;
планирования и экономного расходования средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи;
ведения и оплаты счетов, приходно-расходных книг домашних хозяйств;
организации работы обслуживающего персонала домашнего хозяйства;
организации обслуживания инженерных систем и коммуникаций частных домовладений;
организации взаимодействия с внешними ресурсоснабжающими организациями и коммунальными службами;
уметь:
осуществлять контроль выполнения ежедневной комплексной и генеральной уборки жилых помещений;
осуществлять контроль выполнения уборки постелей, замены постельного белья;
использовать различные средства делового общения;
организовывать встречу, прием, размещение и обслуживание гостей;
составлять меню с учетом запросов членов семьи;
осуществлять контроль приготовления блюд и напитков;
определять и удовлетворять запросы членов семьи в необходимых товарах и услугах;
составлять списки закупки необходимых товаров;
использовать данные финансового учета и отчетности в практической деятельности;
организовывать и осуществлять контроль работы обслуживающего персонала;
вести учет рабочего времени обслуживающего персонала и осуществлять расчет с ним;
организовывать и контролировать обслуживание автономных электрических и тепловых систем, систем безопасности частных домовладений;
осуществлять взаимодействие с внешними ресурсоснабжающими организациями и коммунальными службами;
знать:
виды и содержание работ по уборке жилых помещений, поддержанию порядка, уходу за мебелью, предметами обихода и быта;
современные технологии клининга и средства бытовой химии;
принципы работы современных технических средств, используемых для уборки помещений;
искусство и культуру гостеприимства;
технологию встречи и приветствия гостей;
нормы и правила профессионального поведения и делового этикета;
методику проведения различных мероприятий (переговоров, презентаций, встреч, приемов);
основы национальных традиций кулинарного искусства и потребления продуктов питания;
правила застольного этикета и последовательность подачи блюд и напитков;
виды питания и диет;
основы товароведения продовольственных и непродовольственных товаров;
методы расчетов за товары и услуги;
экономику домашнего хозяйства;
основы товарно-денежных отношений и теории управления персоналом;
психологические аспекты управления;
способы разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
виды приборов учета и регулирования ресурсов;
виды и особенности обслуживания инженерных систем и коммуникаций частных домовладений.
|
МДК.01.01. Искусство гостеприимства
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6
|
||
МДК.01.02. Технологии ведения домашнего хозяйства
|
|||||
МДК.01.03. Экономика и управление домашним хозяйством
|
|||||
ПМ.02
|
Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
заключения договоров с внешними ресурсоснабжающими организациями по газоснабжению, водоснабжению, водоотведению, отоплению, электроснабжению жилых помещений;
организации приема, регистрации, учета заявок потребителей на оказание жилищно-коммунальных услуг и контроля за их исполнением;
организации комплекса первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей ресурсоснабжения;
организации взаимодействия с внешними ресурсоснабжающими организациями и коммунальными службами;
уметь:
организовывать и контролировать обеспечение жилых помещений газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, отоплением, электроснабжением;
организовывать и контролировать функционирование диспетчерских и аварийно-ремонтных служб;
знать:
состав и структуру жилищно-коммунального хозяйства;
правила предоставления коммунальных услуг;
содержание тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве;
основные направления ресурсосбережения жилых помещений;
организацию работы диспетчерских и аварийно-ремонтных служб жилищного хозяйства;
виды неисправностей аварийного порядка и предельные сроки их устранения.
|
МДК.02.01. Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1, 2.2
|
||
ПМ.03
|
Организация благоустройства придомовых территорий
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации работ по уборке и санитарной очистке придомовых территорий; озеленению придомовых территорий; проектированию, благоустройству и реконструкции придомовых территорий;
уметь:
организовывать и контролировать уборку и санитарную очистку придомовых территорий;
организовывать и контролировать работы по озеленению придомовых территорий; проектированию, благоустройству и реконструкции;
знать:
виды и содержание работ по уборке и санитарной очистке придомовых территорий;
виды и назначение коммунальной техники и уборочных машин;
основы ландшафтной организации коммуникативных пространств;
виды и содержание работ по озеленению придомовых территорий;
методы организации среды придомовых территорий;
виды и содержание работ по проектированию, благоустройству и реконструкции придомовых территорий.
|
МДК.03.01. Благоустройство и озеленение придомовых территорий
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.3
|
||
ПМ.04
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
864
|
576
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
2970
|
1980
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
14 нед.
|
504
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
3 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
55 нед.
|
Учебная практика
|
14 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
3 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
13 нед.
|
Итого
|
95 нед.
|
Таблица 5
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3294
|
2196
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
738
|
492
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
48
|
ОГСЭ.03. Психология общения
|
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 1.5, 2.1, 4.3, 5.1, 5.2
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
174
|
ОГСЭ.04. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
ПК 1.2
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
348
|
174
|
ОГСЭ.05. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
168
|
112
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
применять математические методы для решения профессиональных задач;
использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;
знать:
основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 2 - 4, 8
ПК 1.4, 4.3, 5.3, 5.4
|
|||
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
вести учет и отчетность с помощью баз данных и специализированного программного обеспечения;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
|
ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 2, 4 - 6, 8, 9
ПК 1.5, 2.1, 5.2, 5.3
|
|||
уметь:
анализировать экологические последствия различных видов деятельности;
знать:
состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;
экологические принципы рационального природопользования.
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования
|
ОК 1 - 3
ПК 1.1, 1.6, 2.1, 3.1 - 3.3, 4.2, 5.1
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2388
|
1592
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
714
|
476
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов;
определять критерии качества оказываемых услуг;
использовать различные средства делового общения;
анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов;
управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;
выполнять требования этики в профессиональной деятельности;
знать:
социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности;
потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса;
сущность услуги как специфического продукта;
понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности;
правила обслуживания населения;
организацию обслуживания потребителей услуг;
способы и формы оказания услуг;
нормы и правила профессионального поведения и этикета;
этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;
критерии и составляющие качества услуг;
психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания;
|
ОП.01. Сервисная деятельность
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4, 5.1 - 5.4
|
|||
уметь:
использовать современные технологии менеджмента;
организовывать работу подчиненных;
мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
принимать эффективные решения;
знать:
функции и виды менеджмента;
систему методов управления;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
основы организации работы коллектива исполнителей;
|
ОП.02. Менеджмент
|
ОК 2 - 9
ПК 1.1 - 1.5, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3, 4.2 - 4.4, 5.1 - 5.4
|
|||
уметь:
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
применять требования нормативных документов к основным видам услуг и процессов;
применять документацию систем качества;
знать:
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
|
ОП.03. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
|
ОК 1 - 8
ПК 1.5, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3, 4.3, 5.1 - 5.4
|
|||
уметь:
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
знать:
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда;
|
ОП.04. Охрана труда
|
ОК 2 - 4, 6 - 8
ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3
|
|||
уметь:
организовывать и осуществлять контроль деятельности персонала;
знать:
персонал организации как объект управления;
систему управления трудовыми ресурсами;
организационную структуру службы управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
принципы организации кадровой работы и подбора персонала;
мотивацию поведения в процессе трудовой деятельности;
|
ОП.05. Управление персоналом
|
ОК 2 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.5, 2.1, 3.2, 4.3, 5.1, 5.2
|
|||
уметь:
проводить маркетинговые исследования;
знать:
принципы и стратегию маркетинга;
рынок как объект маркетинга;
потребительское поведение;
комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой);
|
ОП.06. Маркетинг
|
ОК 2 - 9
ПК 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4, 5.1 - 5.3
|
|||
уметь:
использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в профессиональной деятельности;
знать:
нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации;
виды учета, учетные измерители;
план счетов, сущность способа двойной записи;
бухгалтерский баланс;
документирование хозяйственных операций и требования, предъявляемые к бухгалтерским документам;
инвентаризацию имущества и обязательств, порядок и сроки ее проведения;
учет денежных средств, учет труда и его оплаты, организацию учета основных средств и нематериальных активов, учет финансовых результатов;
бухгалтерскую отчетность, ее состав, формы, периодичность;
понятие налогового учета и аудита;
|
ОП.07. Бухгалтерский учет
|
ОК 2 - 9
ПК 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4, 5.1 - 5.3
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим; знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.08. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.1, 4.1 - 4.4, 5.1 - 5.4
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1674
|
1116
|
||
ПМ.01
|
Управление ведением домашнего хозяйства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
поддержания чистоты и порядка в жилых помещениях;
гостеприимной встречи гостей;
организации деловых и праздничных мероприятий;
организации и контроля регулярного питания членов семьи;
планирования и экономного расходования средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи;
ведения и оплаты счетов, приходно-расходных книг домашних хозяйств;
организации работы обслуживающего персонала домашнего хозяйства;
организации обслуживания инженерных систем и коммуникаций частных домовладений;
организации взаимодействия с внешними ресурсоснабжающими организациями и коммунальными службами;
уметь:
осуществлять контроль выполнения ежедневной комплексной и генеральной уборки жилых помещений;
осуществлять контроль выполнения уборки постелей, замены постельного белья;
использовать различные средства делового общения;
организовывать встречу, прием, размещение и обслуживание гостей;
составлять меню с учетом запросов членов семьи;
осуществлять контроль приготовления блюд и напитков;
определять и удовлетворять запросы членов семьи в необходимых товарах и услугах;
составлять списки закупки необходимых товаров;
использовать данные финансового учета и отчетности в практической деятельности;
организовывать и контролировать работу обслуживающего персонала;
вести учет рабочего времени обслуживающего персонала и осуществлять расчет с ним;
организовывать и контролировать обслуживание автономных электрических и тепловых систем, систем безопасности частных домовладений;
осуществлять взаимодействие с внешними ресурсоснабжающими организациями и коммунальными службами;
знать:
виды и содержание работ по уборке жилых помещений, поддержанию порядка, уходу за мебелью, предметами обихода и быта;
современные технологии клининга и средства бытовой химии;
принципы работы современных технических средств, используемых для уборки помещений;
искусство и культуру гостеприимства;
технологию встречи и приветствия гостей;
нормы и правила профессионального поведения и делового этикета;
методику проведения различных мероприятий (переговоров, презентаций, встреч, приемов);
основы национальных традиций кулинарного искусства и потребления продуктов питания;
правила застольного этикета и последовательность подачи блюд и напитков;
виды питания и диет;
основы товароведения продовольственных и непродовольственных товаров;
методы расчетов за товары и услуги;
экономику домашнего хозяйства;
основы товарно-денежных отношений и теории управления персоналом;
психологические аспекты управления;
способы разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
виды приборов учета и регулирования ресурсов;
виды и особенности обслуживания инженерных систем и коммуникаций частных домовладений.
|
МДК.01.01. Искусство гостеприимства
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6
|
||
МДК.01.02. Технологии ведения домашнего хозяйства
|
|||||
МДК.01.03. Экономика и управление домашним хозяйством
|
|||||
ПМ.02
|
Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
заключения договоров с внешними ресурсоснабжающими организациями по газоснабжению, водоснабжению, водоотведению, отоплению, электроснабжению жилых помещений;
организации приема, регистрации, учета заявок потребителей на оказание жилищно-коммунальных услуг и контроля за их исполнением;
организации комплекса первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей ресурсоснабжения;
организации взаимодействия с внешними ресурсоснабжающими организациями и коммунальными службами;
уметь:
организовывать и контролировать обеспечение жилых помещений газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, отоплением, электроснабжением;
организовывать и контролировать функционирование диспетчерских и аварийно-ремонтных служб;
знать:
состав и структуру жилищно-коммунального хозяйства;
правила предоставления коммунальных услуг;
содержание тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве;
основные направления ресурсосбережения жилых помещений;
организацию работы диспетчерских и аварийно-ремонтных служб жилищного хозяйства;
виды неисправностей аварийного порядка и предельные сроки их устранения.
|
МДК.02.01. Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1, 2.2
|
||
ПМ.03
|
Организация благоустройства придомовых территорий
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации работ по уборке и санитарной очистке придомовых территорий; озеленению придомовых территорий; проектированию, благоустройству и реконструкции придомовых территорий;
уметь:
организовывать и контролировать уборку и санитарную очистку придомовых территорий;
организовывать и контролировать работы по озеленению придомовых территорий; проектированию, благоустройству и реконструкции;
знать:
виды и содержание работ по уборке и санитарной очистке придомовых территорий;
виды и назначение коммунальной техники и уборочных машин;
основы ландшафтной организации коммуникативных пространств;
виды и содержание работ по озеленению придомовых территорий;
методы организации среды придомовых территорий;
виды и содержание работ по проектированию, благоустройству и реконструкции придомовых территорий
|
МДК.03.01. Благоустройство и озеленение придомовых территорий
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.3
|
||
ПМ.04
|
Организация эксплуатации и ремонта домовладений и жилищного фонда
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации осмотров и оценки технического состояния домовладений и жилищного фонда;
планирования и организации работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту домовладений и жилищного фонда;
планирования и организации работ по подготовке домовладений и жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
уметь:
оценивать исходное техническое состояние домовладений и жилищного фонда;
организовывать и контролировать выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту домовладений и жилищного фонда;
организовывать подготовку домовладений и жилищного фонда к эксплуатации в различные периоды года;
знать:
основные правила и нормы содержания и технической эксплуатации жилищного фонда;
основные показатели физического износа жилых зданий;
технологию организации осмотров жилых зданий;
действующие нормативные документы и техническую документацию по эксплуатации жилых зданий;
виды и состав работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту домовладений и жилищного фонда;
виды и состав работ по подготовке домовладений и жилищного фонда к эксплуатации в различные периоды года.
|
МДК.04.01. Содержание и техническая эксплуатация жилищного фонда
|
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.4
|
||
ПМ.05
|
Организация деятельности организации жилищно-коммунального хозяйства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации обслуживания в организациях жилищно-коммунального хозяйства;
проведения инструктажа работников;
организации и контроля работы персонала;
расчета основных плановых показателей деятельности организациях жилищно-коммунального хозяйства;
составления плановой и отчетной документации;
сбора информации о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства;
формирования предложений по совершенствованию деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства;
уметь:
разрабатывать нормативы потребления жилищных и коммунально-бытовых услуг с учетом особенностей населенных пунктов;
организовывать обслуживание в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
применять современные формы и методы обслуживания в жилищно-коммунальном хозяйстве;
использовать различные методы принятия решений;
работать в команде и осуществлять лидерские функции;
проводить инструктаж работников и контролировать работу персонала;
рассчитывать основные плановые показатели деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства;
составлять планы работы организаций;
собирать информацию о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства;
знать:
основные направления развития коммунальной инфраструктуры;
объем и структуру потребностей населения в услугах жилищного и коммунально-бытового хозяйства;
технику, технологию и методы управления ресурсами и отходами в жилищном и коммунально-бытовом хозяйстве;
методы совершенствования обслуживания в жилищном и коммунально-бытовом хозяйстве;
эффективные методы принятия решений;
приемы мотивации персонала и выходы из конфликтных ситуаций;
принципы эффективного контроля;
значение планирования как функции управления;
основные принципы и методы планирования;
основные плановые показатели и способы их расчета;
организацию планирования в организации;
методику сбора информации о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства;
инновации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
|
МДК.05.01. Организация и планирование деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства
|
ОК 1 - 9
ПК 5.1 - 5.4
|
||
ПМ.06
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1404
|
936
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4698
|
3132
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
22 нед.
|
792
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3, 4.1 - 4.4, 5.1 - 5.4
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
87 нед.
|
Учебная практика
|
22 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
23 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы [1].
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329; ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1]. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
сервисной деятельности;
менеджмента и маркетинга.
Лаборатории:
информационных технологий в профессиональной деятельности;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
технологий ведения домашнего хозяйства.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических заданий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам [1].
[1] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности
43.02.08 Сервис домашнего
и коммунального хозяйства
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
|
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
|
1
|
2
|
11695
|
Горничная
|
18103
|
Садовник
|
11442
|
Водитель автомобиля
|
18447
|
Слесарь аварийно-восстановительных работ
|
17530
|
Рабочий зеленого строительства
|
17531
|
Озеленитель
|
18560
|
Слесарь-сантехник
|
17544
|
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
|