ФГОС 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов
Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N 442
Зарегистрировано в Минюсте России 11 июня 2014 г. N 32674
26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов
26.00.00 - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 N 439 прекращается 01.09.2021)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 мая 2014 г. № 442
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
26.02.04 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
СУДОВЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 612 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 180409 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2010 г., регистрационный № 17926).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 мая 2014 г. № 442
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
26.02.04 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
СУДОВЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения [1]
|
среднее общее образование
|
Техник
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев [2]
|
[1] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[2] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов, проектирование и составление типовой конструкторско-технологической документации в качестве техника в организациях судостроительного и судоремонтного профиля различных организационно-правовых форм.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
суда смешанного (река-море) плавания и внутреннего и морского водного транспорта, рыбопромыслового флота;
судовые машины и механизмы, их агрегаты, узлы, детали, системы;
техническая и технологическая документация;
технологическое оборудование;
процессы управления при производстве, техническом обслуживании и ремонте;
организации судостроения и судоремонта;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов.
4.3.2. Проектирование и составление конструкторско-технологической документации.
4.3.3. Управление подразделением организации.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов.
ПК 1.1. Осуществлять входной контроль за поступающими судовыми машинами, механизмами, узлами, деталями, полуфабрикатами в соответствии с разработанным технологическим процессом.
ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса.
ПК 1.3. Разрабатывать прогрессивные технологические процессы сборки узлов, агрегатов, монтажа с соблюдением технически обоснованных норм времени.
ПК 1.4. Осуществлять монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов.
ПК 1.5. Выполнять работы по контролю качества при монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов.
ПК 1.6. Производить пуско-наладочные работы и испытания судовых машин и механизмов после ремонта и монтажа.
ПК 1.7. Анализировать результаты реализации технологического процесса для определения направлений его совершенствования.
5.2.2. Проектирование и составление конструкторско-технологической документации.
ПК 2.1. Разрабатывать и составлять типовые программы, инструкции и другую техническую документацию на монтаж, техническое обслуживание и испытание судовых машин и механизмов.
ПК 2.2. Разрабатывать и изготавливать макеты, стенды и приспособления.
ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.
ПК 2.4. Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов.
ПК 2.5. Анализировать технологичность конструкции спроектированного узла применительно к конкретным условиям производства и эксплуатации.
5.2.3. Управление подразделением организации.
ПК 3.1. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.2. Планировать, выбирать оптимальные решения и организовывать работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту судовых машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов на уровне управления.
ПК 3.4. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности.
ПК 3.5. Обеспечивать безопасность труда на производственном участке.
ПК 3.6. Оценивать эффективность производственной деятельности.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3456
|
2304
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
684
|
456
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
180
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
360
|
180
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
150
|
100
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.1 - 2.4, 3.4
|
|||
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
|
ЕН.02. Информатика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.1 - 2.4, 3.4
|
|||
уметь:
осуществлять процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды и уметь использовать оборудование, связанное с этим;
знать:
о взаимосвязи организмов и среды обитания;
об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
об экологических принципах рационального природопользования;
о требованиях международных конвенций по предотвращению загрязнения окружающей среды судами;
меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской и речной окружающей среды
|
ЕН.03. Экологические основы природопользования
|
ОК 2, 4
ПК 1.1 - 1.4, 2.1, 2.3, 3.6
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2622
|
1748
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
1142
|
762
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
знать:
правила чтения конструкторской и технологической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;
законы, методы и приемы проекционного черчения;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);
правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;
технику и принципы нанесения размеров;
классы точности и их обозначение на чертежах;
типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;
|
ОП.01. Инженерная графика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.1 - 2.4, 3.4
|
|||
уметь:
читать кинематические схемы;
проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
определять напряжения в конструкционных элементах;
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
определять передаточное отношение;
знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
типы соединений деталей и машин;
основные сборочные единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
|
ОП.02. Механика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.1 - 2.4, 3.4
|
|||
уметь:
использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
собирать электрические схемы;
знать:
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
характеристики и параметры электрических и магнитных полей;
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;
правила эксплуатации электрооборудования;
|
ОП.03. Электроника и электротехника
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1 - 2.4, 3.4
|
|||
уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;
определять твердость металлов;
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;
знать:
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования;
виды обработки металлов и сплавов;
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием;
основы термообработки металлов;
способы защиты металлов от коррозии;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов;
свойства смазочных и абразивных материалов;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
|
ОП.04. Материаловедение
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.1 - 2.4, 3.4
|
|||
уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
знать:
основные понятия метрологии;
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
формы подтверждения качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
|
ОП.05. Метрология и стандартизация
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.1 - 2.4, 3.4
|
|||
уметь:
читать теоретические чертежи корпуса судна;
при проектировании выбирать форму и главные размерения корпуса судна в зависимости от его назначения;
размещать в корпусе судна основные помещения и оборудование;
выбирать судовые энергетические установки (далее - СЭУ) и размещать их на судне;
выполнять расчеты главных размерений судна в первом приближении;
знать:
основные виды и типы морской и речной техники, их конструкции и принципы действия;
области рационального применения и особенности эксплуатации морской и речной техники;
основные тенденции и направления развития современного судоходства и защиты окружающей среды;
основы теории судна;
мореходные и эксплуатационные качества судов;
конструкцию судового корпуса, системы набора, основные конструктивные связи;
общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений;
основные характеристики СЭУ, судовых устройств и судовых систем, электрооборудования судов, судового навигационного оборудования, средств внешней и внутренней связи, судовых огней;
принципы автоматизации судов и технических средств;
технологии проектирования, постройки, ремонта, эксплуатации и утилизации судов;
общую информацию о теоретическом чертеже корпуса судна;
основы выбора формы корпуса судна и его главных размерений;
|
ОП.07. Общее устройство судов
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.4, 1.6, 2.1, 2.3, 2.4, 3.3
|
|||
уметь:
применять основные законы и уравнения технической термодинамики и теплопередачи для решения прикладных задач;
подбирать энергетические установки для различных типов судов;
классифицировать теплообменные аппараты в зависимости от их назначения и конструкции;
анализировать циклы двигателей внутреннего сгорания;
анализировать результаты теплового расчета теплообменных аппаратов;
знать:
основные понятия технической термодинамики и теплопередачи;
основы теории теплообмена;
параметры состояния идеального газа, основные газовые законы;
основные газовые процессы;
термодинамические циклы паросиловых и холодильных установок, газотурбинных установок, компрессорных машин;
циклы двигателей внутреннего сгорания;
истечение и дросселирование газов и паров;
механизмы теплоотдачи;
механизмы и законы переноса теплоты и массы, теплопроводность, конвективный теплообмен, теплообмен излучением;
основы теплового расчета теплообменных аппаратов;
|
ОП.07. Техническая термодинамика и теплопередача
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 1.4, 1.6, 2.1, 2.3, 2.4, 3.3
|
|||
уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
знать:
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
основные принципы построения экономической системы организации;
общую организацию производственного и технологического процессов;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
|
ОП.08. Экономика организации
|
ОК 1 - 9
ПК 1.7, 2.1, 2.5, 3.1, 3.2, 3.6
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим; знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.7,
2.1 - 2.5,
3.1 - 3.6
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1480
|
986
|
||
ПМ.01
|
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов;
выполнения работ по контролю качества при монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов;
проведения пуско-наладочных работ и испытания судовых машин и механизмов после ремонта и монтажа;
расчета мощности энергетической установки судна на ходовых испытаниях;
анализа конструкторской документации на изготовление и монтаж энергетической установки;
уметь:
производить монтаж, ремонт и техническое обслуживание судовых машин и механизмов;
разрабатывать типовые технологические процессы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов;
производить инженерные расчеты и подбор гидравлических машин, компрессоров,
холодильных и опреснительных установок, кондиционеров с учетом специфики их эксплуатации и Регистра;
выбирать оптимальный вариант при конструировании парогенераторов и атомных реакторов;
ориентироваться в различных типах судовых парогенераторов и атомных реакторов, определять область их применения в конкретных условиях;
выполнять тепловой расчет парогенераторов;
обрабатывать и анализировать результаты, полученные при испытаниях и исследованиях парогенераторов;
анализировать условия и режимы работы судовых двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС);
оценивать влияние различных конструктивных, эксплуатационных и других факторов на показатели ДВС при их работе на различных характеристиках;
ориентироваться в различных типах судовых дизелей, определять область их применения в конкретных условиях;
проводить технико-экономический анализ при выборе типа дизеля;
выполнять тепловой, динамический и прочностной расчеты ДВС;
определять аналитически и графически силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме;
решать конкретные вопросы проектирования и конструирования судовых ДВС;
оценивать влияние параметров окружающей среды на выходные показатели работы ДВС;
обрабатывать и анализировать полученные при испытаниях и исследованиях ДВС результаты;
анализировать условия и режимы работы судовых турбин;
оценивать влияние различных конструктивных, эксплуатационных и других факторов на показатели ступени и турбины в целом;
ориентироваться в различных типах судовых турбин, определять область их применения в конкретных условиях;
выполнять тепловой и прочностной расчеты турбин;
решать конкретные вопросы проектирования и конструирования судовых турбин;
обрабатывать и анализировать полученные при испытаниях и исследованиях газовых турбин
результаты;
знать:
методы и способы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов;
основные процессы и физические явления, протекающие при работе судовых машин и механизмов;
основные правила построения чертежей и схем;
методику выбора энергетических установок для конкретного типа судов;
методы обеспечения экологичности и безопасности при монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов;
методы выбора судового энергетического оборудования;
основные законы гидромеханики, статики и динамики судна, основы теории эксплуатации и технического обслуживания судовых машин и механизмов;
особенности конструкции различных типов судовых энергетических установок;
методы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов;
методы технологической подготовки к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту судовых машин и механизмов;
методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности судовых машин и механизмов, повышения уровня их унификации и стандартизации;
основные направления научно-технического прогресса судовых парогенераторов и атомных реакторов;
принцип действия, компоновку и устройство главных, вспомогательных, утилизационных парогенераторов и атомных реакторов;
конструкции парогенераторов и реакторов, тепловой расчет парогенераторов;
работу парогенераторов на переменных режимах;
пути повышения экономичности
парогенераторов и атомных реакторов;
основные направления научно-технического прогресса в судовом дизелестроении;
общие принципы действия, компоновку и устройство ДВС;
конструкцию и расчеты деталей и узлов ДВС, тенденции в развитии конструкций судовых дизелей;
состав, схемы и принцип действия систем, обслуживающих ДВС;
идеальные, расчетные и рабочие циклы ДВС, назначение, отличительные особенности и их анализ;
теорию рабочего процесса ДВС;
основы кинематики и динамики судовых ДВС;
основы проектирования, конструирования и расчета на прочность деталей ДВС;
пути повышения мощности ДВС и утилизации тепловых потерь;
критерии тепловой и механической напряженности ДВС, способы ограничения этой напряженности;
характеристики работы судовых дизелей и изменение параметров ДВС при их работе на различных характеристиках;
контролируемые параметры работающих ДВС и диапазоны изменения контролируемых параметров;
характеристики и возможности малооборотных, среднеоборотных и высокооборотных дизелей, области их применения и перспективы их развития;
роль и приоритет отечественной науки в развитии дизелестроительной отрасли;
основные направления научно-технического прогресса в судовом турбостроении;
общие принципы действия, компоновку и устройство турбин;
конструкцию и расчеты проточной части турбин, тенденции их развития;
основы проектирования, конструирования и детального расчета проточной части турбин;
основы проектирования технологических процессов монтажа оборудования на судах и изготовления труб судовых систем;
основные методы снижения трудоемкости и повышения качества монтажа;
специфику монтажа каждого вида оборудования;
методы изготовления и монтажа труб судовых систем;
организацию технического обслуживания и ремонта судов и судовых энергетических установок;
устройство, рабочий процесс, основы расчета и проектирования судовых гидравлических машин, компрессоров, холодильных, кондиционерных и опреснительных установок, их характеристики и методы испытаний.
|
МДК.01.01. Технология монтажа, ремонта и технического обслуживания судовых энергетических установок, средств автоматики и судовых машин и механизмов
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.7
|
||
ПМ.02
|
Проектирование и составление конструкторско-технологической документации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
разработки и оформления монтажных чертежей судовых машин и механизмов, трубопроводов и систем в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами;
оформления проектно-конструкторской, технологической и другой технической документации в соответствии с действующими нормативными документами;
проведения расчетов расхода материалов, сырья, инструментов, энергии;
анализа технических заданий на разработку конструкции несложных деталей и узлов изделия и оснастки;
увязки элементов изделий и оснастки по технологической цепочке их изготовления и сборки согласно схемам базирования;
принятия конструктивных решений по разрабатываемым узлам;
выполнения необходимых типовых расчетов при конструировании;
разработки рабочих проектов деталей и узлов в соответствии с требованиями ЕСКД;
анализа технологичности конструкции спроектированного узла применительно к конкретным условиям производства и эксплуатации;
применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) при обеспечении жизненного цикла изделия;
уметь:
ориентироваться в различных типах СЭУ, определять области их применения в конкретных условиях;
проводить технико-экономический анализ при выборе типа судовой энергетической установки;
разрабатывать и оформлять чертежи судовых деталей, узлов и систем, технологической оснастки средней сложности в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами;
анализировать и понимать задачу, поставленную в техническом задании для разработки конструкции технологической оснастки и специального инструмента, предусмотренных разработанным технологическим процессом;
выбирать конструктивное решение узла;
проводить необходимые расчеты для получения требуемой точности и обеспечения взаимозаменяемости в производстве;
разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями ЕСКД;
выполнять с внесением необходимых изменений чертежи общего вида конструкций, сборочных единиц и деталей, схемы механизмов, габаритные и монтажные чертежи по эскизным документам или с натуры, а также другую конструкторскую документацию;
снимать эскизы сборочных единиц и деталей с натуры с изменением масштаба и определением необходимых параметров, выполнять деталировку сборочных чертежей;
анализировать технологичность разработанной конструкции;
вносить изменения в конструкторскую документацию и составлять извещения об изменениях;
применять ИКТ при обеспечении жизненного цикла технической документации;
производить технические расчеты закрепления механизмов;
использовать средства автоматизированного проектирования в конструкторской подготовке производства;
разрабатывать типовую конструкторскую документацию на монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов;
пользоваться нормативной и справочной литературой;
производить укрупненные расчеты основных технико-экономических, конструктивных и прочностных характеристик судовых энергетических установок с использованием прикладного программного обеспечения;
проектировать элементы судовых систем и рассчитывать их основные параметры;
составлять схемы систем автоматического регулирования, защиты и аварийно-предупредительной сигнализации основных типов судовых энергетических установок;
производить расчеты основных технико-экономических показателей судовой энергетической установки и по справочной литературе подбирать вид и тип главного двигателя;
производить тепловые расчеты паропроизводящих, дизельных и паротурбинных установок;
производить расчеты на прочность основных деталей судовых машин и механизмов; знать:
основные положения действующей нормативной документации;
основные параметры и характеристики энергетических установок;
основные положения начертательной геометрии;
единую систему конструкторской подготовки производства;
технические условия и инструкции по оформлению конструкторской документации;
требования, предъявляемые технологией отрасли к конструктивному оформлению чертежей, узлов крепления механизмов, трубопроводов и систем;
методы и средства выполнения конструкторских работ;
требования организации труда при конструировании;
требования Регистра Российской Федерации и другие технические требования, предъявляемые к судовым фундаментам и монтажу механизмов;
основы промышленной эстетики и дизайна;
основные задачи, решаемые при автоматизированном проектировании; виды и структуру средств автоматизации конструкторских работ.
|
МДК.02.01. Проектирование судовых энергетических установок и судовых машин и механизмов
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
|
||
МДК.02.02. Проектирование технологических процессов, разработка технологической документации и внедрение ее в производство
|
|||||
ПМ.03
|
Управление подразделением организации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
планирования работы производственного участка;
проверки качества выпускаемой продукции или выполняемых работ;
оценки экономической эффективности
производственной деятельности участка с применением ИКТ;
обеспечения безопасности труда на
производственном участке;
уметь:
планировать работу участка по установленным срокам производственных заданий по объему производства продукции (работ, услуг), заданной номенклатуре (ассортименту), а именно:
осуществлять в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, регулирующими производственно-хозяйственную деятельность организации, руководство
производственным участком; своевременно подготавливать производство, проводить
оперативное планирование работ коллектива исполнителей, составлять календарный план работы структурного подразделения, обеспечивать расстановку рабочих и бригад; обеспечивать исполнителей предметами и средствами труда;
контролировать соблюдение технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;
взаимодействовать с различными подразделениями;
проверять качество выпускаемой продукции или выполняемых работ, осуществлять мероприятия по предупреждению брака и повышению качества продукции (работ, услуг);
осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической
эксплуатации оборудования и инструмента, а также контроль за их соблюдением;
анализировать результаты производственной деятельности, контролировать расходование фонда оплаты труда, установленного участку, обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической, других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений;
готовить предложения о поощрении рабочих или применении мер материального воздействия, о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
организовывать работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих и бригадиров, обучению их вторым и смежным профессиям, проводить воспитательную работу в коллективе;
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;
использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в практической деятельности;
использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач;
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность организации, стандарты и системы менеджмента качества;
основы менеджмента, структуру организации;
механизмы ценообразования, методы нормирования труда, формы и системы оплаты труда;
основы управленческого учета;
цели и задачи структурного подразделения, рациональные методы планирования и организации производства;
основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
порядок разработки и оформления технической документации и ведения делопроизводства;
задачи и содержание автоматизированной системы управления производством;
основы организации труда и управления;
правила техники безопасности, промышленной санитарии и охраны труда, виды и периодичность инструктажа.
|
МДК.03.01. Организация труда на производственном участке и управление им
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.6
|
||
ПМ.04
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1404
|
936
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4860
|
3240
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
19 нед.
|
684
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.7,
2.1 - 2.5,
3.1 - 3.6
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
90 нед.
|
Учебная практика
|
19 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
23 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы [1].
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329; ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1]. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранных языков;
математики;
информатики
инженерной графики;
механики;
метрологии и стандартизации;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
материаловедения;
электроники и электротехники;
общего устройства судов;
проектирования судовых энергетических установок;
автоматизации и регулирования судовых энергетических установок;
судовых двигателей внутреннего сгорания, турбин и паропроизводящих установок;
монтажа, ремонта и технического обслуживания судовых энергетических установок.
Мастерские:
слесарно-механические;
слесарно-сборочные.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам [1].
[1] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности
26.02.04 Монтаж и техническое
обслуживание судовых
машин и механизмов
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
|
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
|
1
|
2
|
18470
|
Слесарь-монтажник судовой
|
18458
|
Слесарь-механик по испытанию установок и аппаратуры
|
24188
|
Механик по судовым системам
|