ФГОС 262019.06 Модистка головных уборов
Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 765 (ред. от 09.04.2015)
Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29643
262019.06 Модистка головных уборов
29.00.00 - ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 N 439 прекращается 01.09.2021)
Ссылка на этот ФГОС:
https://fgos.ru/fgos/fgos-262019-06-modistka-golovnyh-uborov-765
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. № 765
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
262019.06 МОДИСТКА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 262019.06 Модистка головных уборов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 492 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 262019.06 Модистка головных уборов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2010 г., регистрационный № 17618).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. № 765
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
262019.06 МОДИСТКА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 262019.06 Модистка головных уборов для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 262019.06 Модистка головных уборов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих [1].
[1] Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 262019.06 Модистка головных уборов в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) [1]
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения [2]
|
среднее общее образование
|
Модистка головных уборов
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 10 мес. [3]
|
|
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 390)
|
[1] ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
[2] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[3] Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: изготовление на машинах и вручную разнообразных головных уборов (кепи, шляп, фуражек и др.) из различных материалов (ткани, меха, кожи, трикотажа, соломки).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
текстильные материалы и изделия;
швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО);
технологические схемы обработки изделий;
головные уборы различных ассортиментных групп (мужские, женские, детские, кепи, фуражки, шляпы, шапки);
головные уборы из различных материалов (ткани, меха, кожи, трикотажа, соломки).
4.3. Обучающийся по профессии 262019.06 Модистка головных уборов готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Изготовление головных уборов различных ассортиментных групп.
4.3.2. Дефектация и контроль качества обработки головных уборов.
4.3.3. Выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материалов.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность [*], в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
[*] В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление головных уборов различных ассортиментных групп.
ПК 1.1. Определять виды и детали головных уборов в эскизах и чертежах конструкций.
ПК 1.2. Определять виды, свойства и качества материалов для головных уборов.
ПК 1.3. Выполнять перенос конструктивных линий на парные детали.
ПК 1.4. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки.
ПК 1.5. Выполнять поэтапную обработку деталей и узлов головных уборов на технологическом оборудовании с разделением труда и индивидуально с учетом современных методов и рациональных приемов.
ПК 1.6. Выполнять работы по изготовлению головных уборов мягких форм.
ПК 1.7. Выполнять работы по изготовлению головных уборов на жесткой заготовке (на каркасе).
ПК 1.8. Выполнять работы по изготовлению формованных головных уборов (из фетра).
ПК 1.9. Выполнять работы по изготовлению головных уборов из соломки.
ПК 1.10. Выполнять работы по изготовлению головных уборов из меха и кожи.
5.2.2. Дефектация и контроль качества обработки головных уборов.
ПК 2.1. Определять причины возникновения дефектов обработки и соединения деталей и узлов головных уборов.
ПК 2.2. Владеть методами проверки контроля качества и симметричности готовых узлов и изделий.
ПК 2.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов при обработке головных уборов.
5.2.3. Выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материалов.
ПК 3.1. Выполнять ремонт на машинах или вручную по образцам различных ассортиментных групп.
ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
864
|
576
|
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
278
|
192
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);
применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;
рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;
производить расчеты заработной платы;
знать:
основные принципы рыночной экономики;
понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;
принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;
основные технико-экономические показатели производства (в соответствии с профилем);
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда
|
ОП.01. Экономика организации
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.9
ПК 3.2
|
|||
уметь:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
принимать решения и отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
поддерживать деловую репутацию;
создавать и соблюдать имидж делового человека;
организовывать рабочее место;
знать:
правила делового общения;
этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;
формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
составляющие внешнего облика делового человека:
костюм, прическу, макияж, аксессуары и др.;
правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения
|
ОП.02. Основы деловой культуры
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.10
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
|
|||
уметь:
определять композиционные закономерности в моделях головных уборов, гармоничные цветовые сочетания;
выполнять зарисовку отдельных деталей головных уборов;
определять виды и детали головных уборов в эскизах и чертежах конструкций;
знать:
основные законы, правила и средства композиции;
композицию рисунка и основные приемы выполнения рисунка;
общие сведения о проектировании головных уборов и этапы проектирования;
роль эскизов и конструкций;
сущность процесса моделирования
|
ОП.03. Специальный рисунок
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.10
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
|
|||
уметь:
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
применять материалы при выполнении работ;
знать:
общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
общие сведения о строении материалов;
общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов (в соответствии с профилем)
|
ОП.04. Основы материаловедения
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.10
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
|
|||
уметь:
измерять, необходимые для построения конструкций головных уборов мерки с головы человека и с готовых форм;
определять виды изделий с неясно и ясно выраженной конструкцией; выявлять конструктивные элементы в изделиях;
выполнять построения чертежа для головных уборов мягких форм;
выполнять построения чертежа для головных уборов на каркасной основе;
определять согласованность форм и линий головных уборов с костюмом по выполненным эскизам;
графически разрабатывать модель головного убора по правилам композиционного построения, используемых в моделировании, и с учетом направлений современной моды;
знать:
основы проектирования конструкций головных уборов;
методы конструирования головных уборов;
особенности конструкций головных уборов;
процесс разработки конструкций лекал;
процесс моделирования головных уборов
|
ОП.05. Основы моделирования и конструирования головных уборов
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.10
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
32
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.10
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
506
|
344
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
506
|
344
|
||
ПМ.01
|
Изготовление головных уборов различных ассортиментных групп
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения соответствия изделий направлению моды;
определения свойств и анализа ассортимента применяемых материалов;
построения композиции изображения и несложных чертежей деталей изделий;
определения соответствия деталей кроя данной модели изделия соединению деталей кроя между собой;
поиска информации о современном состоянии и перспективах развития нового оборудования;
определения головных уборов относящихся к изделиям мягких форм и к изделиям на каркасной основе;
использования материалов для определенных видов головных уборов;
работы с различными материалами (мех, перья, кожа);
выполнения операций на формованных машинах;
владения процессами сушки и гидропрессования колпаков головных уборов на специальном оборудовании для ВТО;
изготовления головных уборов из соломки с использованием специальных форм, методов технологической обработки полуфабрикатов и декоративного оформления;
организации рабочего места и соблюдение безопасных методов труда на ручном, машинном и утюжильном рабочих местах;
уметь:
составлять композицию рисунка (эскиза);
выполнять измерения, необходимые для построения конструкций головных уборов, переносить конструктивные линии на парные детали;
определять детали кроя головных уборов;
определять сортность ткани и использовать пластические свойства ткани в проектировании деталей головных уборов, при выборе моделей;
различать ткани по группам, отдельным видам, сортам, составу, технологическим свойствам;
исправлять неполадки и производить регулировку швейной машины;
выполнять машинные работы на оборудовании различного типа (однониточном и двухниточном, челночном или цепных стежков, зигзагообразной строчки, краеобметочном и стачечно-обметочной строчки и др.);
работать на машинах-полуавтоматах (петельных и закрепочных, пуговичных);
составлять технологическую последовательность изготовления головных уборов мягких форм из разных тканей и кожи в зависимости от модели (с утепляющей прокладкой и без нее);
распознавать головные уборы с каркасной основой и формованные головные уборы по образцам, определять качество обработки и качество фетровых колпаков по внешнему виду;
выбирать основные и дополнительные материалы для определенных видов головных уборов с каркасной основой; обосновывать выбор материалов;
составлять технологическую последовательность обработки головных уборов жестких форм из разных материалов, головных уборов, изготовленных способом формования полуфабрикатов и головных уборов из соломки;
определять конструктивные детали и элементы в формованных головных уборах;
выбирать декоративные отделки с учетом модели и обосновывать выбор;
выполнять приемы настрачивания соломенной тесьмы при изготовлении головного убора;
соблюдать правила техники безопасности на ручном, машинном и утюжильном рабочих местах;
применять меры и средства защиты от поражения электрическим током;
знать:
принципы построения композиции в цвете;
методы создания орнамента ткани в цвете;
классификацию головных уборов по видам основных материалов;
характеристику головных уборов полужесткой и жесткой формы; их виды (модели), применяемые прокладочные материалы;
ассортимент, классификацию, строение, свойства, волокнистый состав тканей и других материалов для головных уборов, включая материалы для головных уборов мягких форм:
основные, прокладочные, подкладочные;
методы конструирования головных уборов;
особенности конструкции лекал с учетом формы головного убора и материала для его выполнения;
основные детали кроя головных уборов, процесс обработки отдельных деталей кроя и узлов;
технологические методы и приемы обработки, порядок сборки изделия;
окончательную отделку (по видам головных уборов);
характеристику и конструктивные особенности швейных машин;
процесс образования челночного и цепного стежка;
оборудование для ВТО и клеевого соединения деталей;
технологическое оборудование необходимое для изготовления изделия;
стадии формования (предварительное, окончательное) и основные операции;
виды формовочных машин назначение и принцип их действия;
технологические особенности обработки деталей головных уборов мягких форм из натурального и искусственного меха;
процесс изготовления головных уборов с каркасной основой из разных тканей, меха, перьев, кожи;
основные операции скорняжных работ: подбор меха; сшивание меховых шкурок;
процессы сушки колпаков;
назначения;
технологические режимы сушки;
процессы гидропрессования головных уборов; принцип действия оборудования;
основные операции отделки колпаков и шляп; их назначение;
требования к качеству формованных головных уборов из фетровых колпаков, показатели качества и методы;
характеристику образцов головных уборов из соломки их виды, применяемые материалы и качество обработки изделия;
процесс изготовления головных уборов из соломки;
процесс изготовления соломенной тесьмы и требованиями к ней;
безопасные методы труда при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работ
|
МДК.01.01. Технология изготовления головных уборов
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.10
|
||
ПМ.02
|
Дефектация и контроль качества обработки головных уборов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения причин дефектов отдельных узлов и соединений;
проведения контроля качества готовых узлов и изделий;
предупреждения и устранения различных видов дефектов при обработке головных уборов;
уметь:
распознавать возникшие дефекты и причины, способствующие их возникновению;
осуществлять виды контроля в процессе изготовления головных уборов;
выполнять межоперационных контроль качества готовых узлов и изделий;
исправлять возникшие ошибки и дефекты;
выбирать метод устранения дефекта в соответствии с современными методами обработки и экономичными затратами времени;
знать:
технологическую последовательность обработки отдельных узлов и готовых изделий;
перечень возможных дефектов в зависимости от ассортимента и разнообразных тканей;
основные понятия и определения в области стандартизации и контроля качества продукции;
формы и методы контроля;
основные показатели качества продукции;
технологическую последовательность обработки отдельных узлов и готовых изделий;
волокнистый состав разнообразного ассортимента тканей;
технические условия для изготовления головных уборов;
виды дефектов и методы их устранения
|
МДК.02.01. Предупреждение и устранение различных видов дефектов при изготовлении головных уборов
|
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
|
||
ПМ.03
|
Выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материалов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления головных уборов различных ассортиментных групп;
изготовления головных уборов из различных материалов (ткани, меха, кожи, трикотажа, соломки, и др.);
подбора качества материала, совпадающего по волокнистому составу;
применения декоративных элементов и отделок при обновлении головных уборов;
уметь:
владеть инструментами и приспособлениями для ремонта и обновления головных уборов;
выполнять технологические способы и приемы ремонта головных уборов из разных тканей;
восстанавливать и заменять детали, выполнять вставки, накладки, заменять подкладку;
изменять размеры головных уборов;
изменять модели с учетом направления моды;
обновлять головные уборы без перекроя, с частичным перекроем, с полным перекроем;
подбирать декоративные элементы в соответствии с фасоном и волокнистым составам ткани;
знать:
форму и степень износа изделий;
классификацию и виды головных уборов;
методы изменения размера головных уборов;
технологические методы обработки головных уборов;
ассортимент тканей и материалов для ремонта головных уборов разных ассортиментных групп и требования к ним;
требования и технологию обновления головных уборов;
декоративные элементы, используемые при обновлении головных уборов
|
МДК.03.01. Технология ремонта и обновления головных уборов
|
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.2
|
||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
80
|
40
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1080
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
684/1404
|
ОК 1-7
ПК 1.1 - 1.10
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
|
|
ПП.00
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
||||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 390)
|
|||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 390)
|
|||||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 390)
|
Таблица 3
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 390)
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед./65 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 390)
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы [1].
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2013, № 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1]. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
деловой культуры;
специального рисунка;
материаловедения;
основ моделирования и конструирования головных уборов;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Мастерские:
швейного оборудования для изготовления головных уборов.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования [1].
[1] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1] вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.