ФГОС 180403.03 Водолаз

Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 856 (ред. от 09.04.2015)

Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29475

180403.03 Водолаз

26.00.00 - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 N 439 прекращается 01.09.2021)

Ссылка на этот ФГОС:
https://fgos.ru/fgos/fgos-180403-03-vodolaz-856

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. № 856
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
180403.03 ВОДОЛАЗ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 180403.03 Водолаз.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 1259 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 180403.03 Водолаз" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный № 19675).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. № 856
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
180403.03 ВОДОЛАЗ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 180403.03 Водолаз для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 180403.03 Водолаз имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих [1].
[1] Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 180403.03 Водолаз в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) [1]
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения [2]
среднее общее образование
Водолаз
Машинист компрессора для подачи воздуха водолазам
10 мес.
основное общее образование
2 года 10 мес. [3]
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 391)
[1] ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
[2] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[3] Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
водолаз - машинист компрессора для подачи воздуха водолазам.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение различных видов работ под водой в водолазном снаряжении, а также устранение мелких неисправностей используемой водолазной техники.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
совокупность водолазного снаряжения, технических средств и имущества, предназначенных для обеспечения водолазных спусков, работы водолазов и подъема их на поверхность, а также для обеспечения жизнедеятельности водолазов в условиях повышенного давления газовой среды;
водолазный инструмент и приспособления.
4.3. Обучающийся по профессии 180403.03 Водолаз готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы.
4.3.2. Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы.
4.3.3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах.
4.4. К обучению по профессии допускаются лица мужского пола [1], годные по состоянию здоровья в соответствии с установленными требованиями.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1130).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность [*], в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
[*] В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы.
ПК 1.1. Выполнять водолазные аварийно-спасательные работы при оказании помощи терпящим бедствие судам и воздушным судам, а также спасательные водолазные работы, связанные со спасанием людей, обследованием и очисткой дна акваторий и водных объектов для массового отдыха.
ПК 1.2. Оказывать первую помощь водолазу при заболеваниях и травмах, связанных с профессиональной деятельностью.
ПК 1.3. Выполнять специальные водолазные работы по обеспечению научных исследований, испытаний новых образцов водолазной техники и работ с использованием водолазной техники специального назначения.
5.2.2. Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы.
ПК 2.1. Выполнять водолазные аварийные работы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не относящиеся к спасанию людей и судов.
ПК 2.2. Выполнять подводно-технические водолазные работы при строительстве, обследовании, техническом обслуживании и ремонте подводных частей гидротехнических сооружений, прокладке и ремонте трубопроводов, кабелей и других коммуникаций, дноуглубительных работах, обследовании и очистке водных путей и акваторий, а также при подъеме затонувших предметов.
ПК 2.3. Выполнять судоподъемные водолазные работы при обследовании затонувшего объекта, подготовке его к подъему, при подъеме и постановке его на плав (отмель, берег).
ПК 2.4. Выполнять судовые водолазные работы, связанные с осмотром, очисткой от обрастания и устранением повреждений подводной части корпуса судна и его подводных устройств, осмотром места стоянки, а также работы внутри затопленных отсеков при борьбе за живучесть судна.
5.2.3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах.
ПК 3.1. Выполнять правила внутреннего распорядка на судне, безопасности труда и электробезопасности, судовой санитарии, пожарной безопасности, гигиены труда и охраны окружающей среды и требовать их выполнения от подчиненных ему членов экипажа.
ПК 3.2. Пользоваться коллективными и индивидуальными спасательными средствами.
ПК 3.3. Оказывать первую помощь пострадавшим.
ПК 3.4. Обеспечивать выживание в море в случае оставления судна.
ПК 3.5. Выполнять мероприятия по борьбе за живучесть судна.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
347
238
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;
знать:
виды нормативно-технической и производственной документации;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов
ОП.01. Основы инженерной графики
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.5
уметь:
анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность;
соединять разъемные соединения;
читать кинематические схемы;
знать:
классификацию механизмов и машин;
звенья механизмов;
кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);
классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним; виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);
назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;
виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;
основные сведения по сопротивлению материалов;
основные виды деформации и распределение напряжения при них;
внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;
основные понятия гидростатики и гидродинамики
ОП.02. Основы механики
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.5
уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила выполнения электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
принципы работы типовых электронных устройств
ОП.03. Основы электротехники и электроники
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.5
уметь:
выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;
проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;
пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;
анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;
использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;
обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;
знать:
основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;
основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;
основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;
основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;
назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;
оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ
ОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.3 - 3.5
уметь:
определять типы судов;
ориентироваться в расположении судовых помещений;
знать:
основные положения классификации судов и обозначения на судах (раздельно морских, речных судов и судов смешанного плавания) по правилам Российского морского регистра судоходства и Российского Речного Регистра соответственно;
основные сведения о мореходных качествах судов (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость) и технико-эксплуатационных характеристиках судов, главных размерениях, водоизмещении, грузоподъемности;
архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;
конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;
конструкцию грузовых люков;
конструкции отдельных узлов судна;
оборудование и снабжение судна;
спасательные средства;
конструктивную противопожарную защиту;
судовые устройства (за исключением специальных);
назначение и классификацию судовых систем;
назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды
ОП.05. Теория и устройство судна
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.5
уметь:
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.5
П.00
Профессиональный учебный цикл
437
298
ПМ.00
Профессиональные модули
437
298
ПМ.01
Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения водолазных работ в воздушно-баллонном снаряжении автономного типа на глубинах до 30 метров;
устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения;
проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;
уметь:
готовить водолазное снаряжение водолазное оборудование к проведению спусков под воду и использовать его;
готовить к водолазным работам средства обеспечения водолазных спусков, за исключением средств, обслуживаемых мотористами и электриками;
устранять основные неисправности и проводить планово-предупредительный ремонт водолазного снаряжения и оборудования;
вести водолазную документацию;
проводить дезинфекцию водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;
выполнять спасательные и аварийно-спасательные водолазные работы;
оказывать первую помощь людям, терпящим бедствие на воде;
обследовать и проводить очистку акваторий, предназначенных для массового отдыха;
проводить обследование подводной части гидротехнических сооружений и затонувших объектов;
выполнять и обслуживать научно-исследовательские подводные работы;
выполнять водолазные работы на объектах марикультуры;
проводить несложные водолазные работы с применением ручного инструмента;
выполнять такелажные работы и подъем на поверхность объектов с помощью мягких понтонов;
проводить подводную фото- и видеосъемку;
обслуживать специальные (за исключением стационарных судовых) мото- и электрокомпрессоры, предназначенные для подачи воздуха водолазам;
знать:
нормативные документы по водолазному делу;
правила организации и выполнения водолазных спусков в воздушном автономном снаряжении с открытым циклом дыхания на глубинах до 30 метров;
приемы спасания людей, терпящих бедствие на воде, способы оказания первой помощи;
физические и физиологические особенности водолазных спусков, основы водолазной медицины;
способы и технологию обследования акваторий, подводных продуктопроводов и кабелей;
технологию поиска и подъема предметов, находящихся под водой;
правила составления схем, эскизов и актов по результатам обследования;
способы добычи морепродуктов водолазным способом;
технологию проведения наблюдений за орудиями промышленного рыболовства;
виды опасных морских животных и средства защиты от их нападения;
способы выявления неисправностей и приемы проведения предупредительного ремонта
водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;
правила зарядки баллонов дыхательных аппаратов сжатым воздухом;
основы морской и речной гидрологии;
устройство и правила эксплуатации специальных мото- и электрокомпрессоров, предназначенных для подачи воздуха водолазам.
МДК.01.01. Единые базовые требования к водолазам всех специализаций
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
МДК.01.02. Технология выполнения спасательных, судовых, аварийно-спасательных и специальных водолазных работ
ПМ.02
Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
выполнения водолазных работ в воздушном автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров;
устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения;
проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;
уметь:
выполнять эксплуатационное обслуживание подводных частей гидротехнических сооружений, водных путей и каналов;
проводить техническое обслуживание подводных трубопроводов и кабелей;
проводить детальное обследование подводных частей гидротехнических сооружений, уложенных в траншеи трубопроводов и кабелей;
осуществлять поиск трубопроводов и кабелей с помощью трассоискателей и определять глубину их залегания;
выполнять осмотр каменных откосов каналов, шлюзов, платин, дамб, опорных частей причальных сооружений, обстановки пути и средств навигационного оборудования;
разрабатывать подводный грунт с помощью гидроразмывочных средств с целью углубления и очистки дна;
выполнять грубое равнение подводных каменно-щебеночных и песчаных постелей под основания гидротехнических соединений или подводных объектов;
выполнять бурение шпуров под водой, перепиливание деревянных конструкций, устройство шипов на сваях, проводить постановку деревянных пробок в отверстия и прокладок в зазоры конструкций;
проводить установку оголовков и массивов массой до 20 т;
укладывать бетонную смесь под водой;
осуществлять строповку и расстроповку предметов под водой;
проводить профилактический осмотр корпуса судна, выполнять очистку подводной части корпуса, гребных винтов, подводных путей слипов и эллингов от обрастаний и засорений;
выполнять под водой простые монтажные, слесарные, плотничные и такелажные работы;
выполнять выгрузку из корпуса затонувшего судна груза, не требующего балансировки;
удалять наносы из корпуса затонувшего судна;
проводить аварийно-спасательные работы в сложных условиях;
выполнять аварийные работы по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выполнять термическую резку элементов подводных конструкций;
обслуживать водолазные барокамеры;
знать:
правила организации и выполнения водолазных спусков в автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров;
устройство и правила эксплуатации водолазных барокамер;
приемы и способы разработки подводного грунта, подсыпки и равнения подводных постелей, выправки и подбивки рельсовых путей судоподъемных сооружений;
правила установки и стыковки водозаборных и водовыпускных оголовков;
правила установки блоков и массивов;
технологию выполнения работ по подводному строительству;
правила работы с гидромонитором и эжектором;
способы работы с пневматическим и гидравлическим инструментом;
приемы производства слесарных, плотничных и такелажных работ;
приемы укладки бетона под водой;
технологию проведения термической резки под водой;
способы выявления неисправностей и примы проведения предупредительного ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;
устройство контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при работе под водой.
МДК.02.01. Технология выполнения аварийных, подводно-технических и судоподъемных водолазных работ
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.5
ПМ.03
Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт;
действий при пожарах на судне;
действий при аварии на судне;
действий при оставлении судна;
подбора людей, плавающих на воде в коллективное спасательное средство;
использования спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств и их снабжения;
действий при оказании первой помощи спасаемым;
уметь:
действовать в пределах своих обязанностей при авариях на судне;
применять средства и системы пожаротушения;
пользоваться противопожарным оборудованием и снабжением;
осуществлять временную заделку повреждений корпуса судна, подкрепления переборок, люков, горловин;
использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;
действовать при оставлении судна;
действовать по тревоге "человек за бортом";
правильно надевать спасательный жилет, гидротермокостюм, прыгать в воду с высоты; подниматься в спасательном жилете на коллективное спасательное средство из воды;
возвратить перевернутый спасательный плот в нормальное положение;
понимать маркировку на спасательных шлюпках и плотах относительно расчетного количества людей;
правильно подавать команды по спуску и занятию мест в спасательных шлюпках и плотах, отходу от судна, их управлению и оставлению;
подготовить и благополучно спустить на воду спасательную шлюпку или плот и быстро отойти от борта судна;
оказать помощь получившим телесное повреждение во время и после оставления судна;
грести и управлять спасательными шлюпками и плотами;
пользоваться сигнальной техникой, включая пиротехнические средства;
пользоваться переносной радиоаппаратурой для спасательных шлюпок и плотов;
применять способы выживания на воде;
предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения загрязнения водной среды, особенно в тех случаях, где это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами;
знать:
свои обязанности в аварийной обстановке;
основные принципы пожаротушения;
приемы оказания первой помощи,
правила обращения с индивидуальными спасательными средствами;
типы возможных аварийных ситуаций:
столкновение, пожар, посадка на мель, кораблекрушение;
принципы выживания, включая: значение подготовки и учений; необходимость быть в состоянии готовности к любой аварийной ситуации; действия при вывозе к месту нахождения спасательных шлюпок и плотов; действия по команде "оставить судно"; действия при нахождении в воде; действия на борту спасательной шлюпки и плота; основные опасности, угрожающие оставшимся в живых;
обязанности по тревогам, включая знание различия сигналов шлюпочной и пожарной тревоги;
типы судового штатного спасательного снабжения;
конструкцию и оборудование спасательных шлюпок и плотов и предметы их снабжения;
характеристики и приспособления спасательных шлюпок и плотов;
приемы спуска спасательных шлюпок и плотов при волнении;
действия после оставления судна;
управление спасательными шлюпками и плотами в свежую погоду;
использование фалиня, морского плавучего якоря и прочих предметов снабжения;
рационы пищи и питьевой воды в спасательных шлюпках и плотах;
приемы спасания при помощи вертолетов;
применение аптечки первой помощи;
радиоаппаратуру спасательных шлюпок и плотов, включая аварийные радиобуи;
эффект переохлаждения и средства его предупреждения, использование защитных одеял и одежды;
использование аварийных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания людей, оставшихся в живых или оказавшихся за бортом;
приемы выбрасывания спасательных шлюпок и плотов на берег;
основные положения по охране человеческой жизни, безопасности судна, груза и порта, а также защите водной среды
МДК.02.01. Безопасность жизнедеятельности на судне и других плавсредствах
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.5
ФК.00
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед./39 нед.
684/1404
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.5
ПП.00
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 391)
ПА.00
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 391)
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 391)
Таблица 3
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 391)
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед./39 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед./65 нед.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 391)
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 57 нед.
36 часов в неделю)
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы [1].
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2013, № 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
инженерной графики;
механики;
электроники и электротехники;
материаловедения и технологии общеслесарных работ;
теории и устройства судна;
безопасности жизнедеятельности;
подводно-технических работ;
обеспечения безопасности плавания.
Лаборатории:
водолазного снаряжения и оборудования;
барокамеры.
Мастерские:
сварочного производства;
слесарные.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
бассейн глубиной 6 метров;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования [1].
[1] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1] вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.