ФГОС 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте

Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 728 (ред. от 09.04.2015)

Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29599

100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте

43.00.00 - СЕРВИС И ТУРИЗМ

НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. № 728
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
100120.03 ОПЕРАТОР ПО ОБРАБОТКЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ
ДОКУМЕНТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 504 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2010 г., регистрационный № 17668).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. № 728
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
100120.03 ОПЕРАТОР ПО ОБРАБОТКЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ
ДОКУМЕНТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих [1].
[1] Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 389)
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) [1]
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения [2]
среднее общее образование
Кассир багажный, товарный (грузовой)
Кассир билетный
Оператор по обработке перевозочных документов
Приемосдатчик груза и багажа
10 мес.
основное общее образование
2 года 10 мес. [3]
[1] ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
[2] Независимо от применяемых образовательных технологий.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: работы по оперативному учету эксплуатационной деятельности транспортных средств железнодорожного транспорта; перевозка пассажиров и грузов; проведение приема и отправки грузов; розыск пропавших грузов; продажа и оформление документов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
проездные и перевозочные документы;
транспортные конторы, их оборудование и технологический процесс регистрации и кодирования перевозочных и проездных документов для информационно-вычислительного центра;
билетные и багажные кассы, их оборудование и технологический процесс продажи и оформления проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте;
грузы, технологический процесс их приемки и погрузки в вагон.
4.3. Обучающийся по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
4.3.2. Выполнение работ кассира билетного.
4.3.3. Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового).
4.3.4. Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность [*], в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
[*] В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
ПК 1.1. Регистрировать и кодировать перевозочные и проездные документы с помощью видеотерминалов и компьютеров.
ПК 1.2. Проверять правильность расчетов за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа.
ПК 1.3. Готовить и отправлять информацию на станции, в информационно-вычислительные центры, финансовую службу управления железных дорог, отделения банка, составлять отчеты.
5.2.2. Выполнение работ кассира билетного.
ПК 2.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.
ПК 2.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.
ПК 2.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.
5.2.3. Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового).
ПК 3.1. Проводить расчеты с клиентами за оказание услуг, начислять сборы и штрафные платежи.
ПК 3.2. Проводить операции по приему, учету и хранению денежных сумм и бланков строгого учета, оформлять страхование грузов.
5.2.4. Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа.
ПК 4.1. Контролировать выполнение технических требований и требований охраны труда при погрузке и выгрузке груза и багажа на станциях.
ПК 4.2. Проверять правильность размещения и крепления грузов в соответствии с техническими условиями для обеспечения сохранности грузов и безопасности движения.
ПК 4.3. Оформлять сопроводительные документы.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
972
648
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
259
180
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
ориентироваться в общих вопросах экономики железнодорожного транспорта;
применять экономические и правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;
знать:
особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития железнодорожного транспорта;
особенности продукции железнодорожного транспорта;
основные технико-экономические показатели деятельности железнодорожного транспорта, необходимые для выполнения профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в области профессиональной деятельности;
основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения;
формы оплаты труда.
ОП.01. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
уметь:
соблюдать требования охраны труда в профессиональной деятельности и требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
оценивать соответствие условий труда по трудовому договору требованиям охраны труда;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности;
знать:
профессионально значимые положения законов и иных нормативных правовых актов, в т.ч. инструкции по охране труда рабочих железнодорожного транспорта, общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
обязанности работников в области охраны труда;
вредные и опасные производственные факторы и соответствующие им риски профессиональной деятельности;
основы гигиены труда в избранной области профессиональной деятельности;
основные принципы снижения вероятности возникновения опасностей и их последствий в профессиональной деятельности.
ОП.02. Охрана труда
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
уметь:
различать типы и назначение локомотивов, вагонов, знаки на подвижном составе, используемую терминологию и условные обозначения;
знать:
основные вопросы взаимодействия пути и подвижного состава, устройства автоматики, телемеханики и связи, основные правила организации движения и перевозки грузов.
ОП.03. Общий курс железных дорог
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
использовать изученные прикладные программные средства;
знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;
назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.
ОП.04. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
36
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
П.00
Профессиональный учебный цикл
625
424
ПМ.00
Профессиональные модули
625
424
ПМ.01
Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обработки перевозочных документов с помощью компьютерных технологий;
контроля работы кассиров;
уметь:
вести процесс обработки перевозочных и проездных документов;
контролировать работу кассиров;
составлять отчеты;
пользоваться тарифными руководствами;
знать:
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
правила перевозки пассажиров и грузов;
правила ведения оперативного учета;
технологию обработки проездных и перевозочных документов;
нормативные основы и требования деятельности кассиров билетных и кассиров багажных, товарных и грузовых;
порядок оформления документов для информационно-вычислительных центров, станций, финансовых служб дорог и отделений банков;
порядок составления отчетности;
правила технической эксплуатации компьютеров, видеотерминалов и других счетно-суммирующих машин.
МДК.01.01. Технология деятельности оператора по обработке проездных и перевозочных документов
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02
Выполнение работ кассира билетного
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
оформления продажи проездных и перевозочных документов вручную и с использованием автоматизированных систем;
приема проездных и перевозочных документов от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращения им денег;
получения, хранения и сдачи денежных средств и бланков строгой отчетности в установленном порядке;
уметь:
оформлять и продавать пассажирам проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте вручную и с использованием билетопечатающих машин и аппаратов;
обеспечивать выполнение заявок на билеты, в том числе заявок от организаций и учреждений на групповые перевозки пассажиров;
знать:
правила перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте;
тарифы, порядок расчета стоимости проезда;
схемы расположения мест в вагонах;
схему железных дорог;
расписание движения поездов;
инструкции по получению, хранению и сдаче денежных средств;
установленную отчетность;
правила взаимодействия с клиентами;
правила ведения оперативного учета;
технологию обработки проездных и перевозочных документов;
нормативные основы и требования к деятельности кассиров билетных и кассиров багажных, товарных (грузовых);
порядок оформления документов для информационно-вычислительных центров, станций, финансовой службы дорог и отделения банка, порядок составления отчетности;
правила технической эксплуатации компьютеров, видеотерминалов и других счетно-суммирующих машин.
МДК.02.01. Технология выполнения работ кассира билетного
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03
Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
оформления документов на перевозку груза и багажа;
уметь:
оформлять и проверять документы по приему, погрузке, выдаче грузов и багажа;
производить прием, учет и хранение денежных сумм;
пользоваться инструкциями и тарифными руководствами;
знать:
схему транспортной сети;
формы грузовой и финансовой документации; правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
правила составления отчетности;
правила обращения с электронными машинами.
МДК.03.01. Технология выполнения работ кассира багажного, товарного (грузового)
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.2
ПМ.04
Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации операций по приему и выдаче грузов и багажа, перевозимых железнодорожным транспортом, и передачи их на другие виды транспорта;
уметь:
организовывать грузовые и коммерческие операции по приему, перевозке, хранению и выдаче грузов и багажа, перевозимых железнодорожным транспортом и другими видами транспорта;
контролировать правильность использования технического оборудования и выполнения требований охраны труда;
оформлять сопроводительные документы;
знать:
правила перевозок и порядок оформления документов на перевозку грузов и багажа;
технические условия погрузки и крепления грузов;
инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности о порядке и технологии взвешивания грузов;
правила перевозки опасных грузов и порядок ликвидации связанных с ними аварийных ситуаций;
технологический процесс работы станции;
инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов;
соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.
МДК.04.01. Технология выполнения работ приемосдатчика груза и багажа
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.3
ФК.00
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
88
44
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
Вариативная часть циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1188
792
УП.00
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
17 нед./37 нед.
612/1332
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПП.00
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 389)
ПА.00
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 389)
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 389)
Таблица 3
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 389)
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
22 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
17 нед./37 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед./65 нед.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 № 389)
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1].
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы [1].
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2013, № 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1]. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
охраны труда;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
общего курса железных дорог.
Лаборатории:
информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
обработки проездных и перевозочных документов;
билетопечатающих машин и аппаратов.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования [1].
[1] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1] вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.